Публикация
Проблески Надежды
Всё-таки везет нам, россиянам! За рубежом ходовые прототипы новых автомобилей тщательно камуфлируют и обкатывают вдалеке от посторонних глаз, за заборами полигонов — до тех пор, пока не доведут модель до конвейерной готовности. Зато в России продукцию опытно-промышленного производства ВАЗа может купить любой желающий! А когда речь идет о долгожданном полноприводном минивэне ВАЗ-2120, получившем романтическое имя Надежда, таких желающих будет немало. Мы тоже не удержались от соблазна и решили, что настал срок и нам испытать Надежду.
Сразу скажем: обсуждать качество кузовных работ и деталей интерьера мы не будем. Нет слов. А покупатели Надежд пусть утешают себя мыслью, что неровные зазоры между кузовными панелями и скрипучий пластик интерьера — это ручная работа. Фактически, эксклюзив.
И снаружи, и внутри глаз узнает много знакомых деталей. Мы подсчитали, что в Надежде использованы элементы как минимум пяти вазовских моделей. Во-первых, это Нива, которая стала донором ходовой части. Во-вторых, «десятка» — с нее в салон Надежды перекочевали руль, комбинация приборов и наружные зеркала заднего вида. В-третьих, машины «восьмого» семейства — от них использованы ручки открывания дверей и набалдашники рычага коробки передач (здесь они установлены на рычагах включения понижающей передачи и блокировки дифференциала). В-четвертых, «шестерка», у которой позаимствованы фары дальнего света и внутрисалонное зеркало заднего вида. И наконец, в-пятых. Мы долго не могли понять, какую же машину ВАЗ-2120 напоминает сзади. Подросшую Оку! И не только из-за характерного дизайна, но и из-за задних фонарей, взятых с Оки.
Впрочем, если унификация позволяет Надежде материализоваться за реальные деньги, — то почему бы и нет? Этим сейчас не брезгуют и на Западе.
Передние сиденья тоже знакомы по вазовским переднеприводникам. От них использованы спинки и каркасы с двумя регулировками. А вот подушки кресел у Надежды свои — большие и очень мягкие.
Сложенные сиденья третьего ряда не откидываются вперед. Поэтому организовать ровное «спальное место» в Надежде не удастся
Вертикальная посадка неплоха, но мыски ботинок правого пассажира постоянно упираются в кожух, закрывающий шланги отопителя. А водителю мешают огромные передние стойки, за которыми в зоне расположения зеркал заднего вида может скрыться даже КамАЗ.
Вообще, с обзорностью в Надежде проблемы. На ходу наружные зеркала невероятно вибрируют, причем отрегулировать правое невозможно — водителю в него видна только боковина автомобиля. А пользоваться внутрисалонным зеркалом можно лишь при снятых подголовниках на втором и третьем рядах сидений.
Сдвижная правая дверь распахнулась неожиданно легко и гостеприимно. А то, что ее можно зафиксировать в открытом положении, — еще один несомненный плюс.
Сначала пробуем расположиться на среднем ряду сидений. Основная проблема — недостаток места для ног. Этот ряд настолько близко придвинут к спинкам передних сидений, что более-менее удобно сидеть можно лишь на центральном месте — для этого необходимо просунуть свои колени в достаточно широкий проем между передними креслами.
Неужели на третьем ряду еще теснее? Наоборот — на «галерке» можно сидеть уже вразвалку, облокотившись на широкие полки над нишами задних колес. Но если сюда сядут рослые люди, то их головы будут упираться в потолок.
Правда, посадка назад потребует определенной сноровки. Правое кресло среднего ряда для этого откидывается вперед и вниз, ложась на пол. Проход к задним сиденьям при этом образуется не то чтобы маленький, но какой-то кривой. Огибая лежащее на полу сиденье, наклоняя голову, чтобы не стукнуться о верхний край дверного проема, надо дотянуться руками до спинки среднего кресла и, совершив в падении разворот, плюхнуться на широкую мягкую подушку.
Зато к ногам «самых задних» пассажиров подводится теплый воздух. Ручка включения вентилятора расположена на левой стенке в центре салона.
Багажник минивэна в семиместном варианте маловат
Открыв заднюю, четвертую, дверь — кстати, очень тугую и лишенную ручек, — мы видим маленький багажник. Увеличить его длину можно, сложив третий ряд сидений. Так что Надежду можно эксплуатировать в двух вариантах: как семиместный автомобиль практически без багажника или как пятиместный, но с багажником. Для однообъемника столь небольшой длины — здорово!
Понравилось, что пол под ногами пассажиров ровный, несмотря на полноприводную трансмиссию. Но разложить кресла так, чтобы ровным получилось и «спальное место», не выйдет.
Нет и быстросъемных креплений кресел, к удобству которых мы так привыкли при тестах зарубежных минивэнов. Поэтому для серьезной трансформации салона здесь придется каждый раз вооружаться гаечным ключом и отворачивать более десятка гаек, фиксирующих два ряда сидений.
Тип кузова | минивэн |
Число мест | 7 |
Длина, мм | 4200 |
Ширина, мм | 1725 |
Высота, мм | 1690 |
Колесная база, мм | 2700 |
Клиренс, мм | 195 |
Снаряженная масса, кг | 1400 |
Полная масса, кг | 2000 |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный |
Расположение | спереди, продольно |
Рабочий объем, куб. см | 1774 |
Степень сжатия | 9,5 |
Число клапанов | 8 |
Максимальная мощность, кВт/л.с./об/мин | 60/92/5400 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 134/3000 |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая |
Передаточные числа | |
I | 3,67 |
II | 2,10 |
III | 1,36 |
IV | 1,00 |
V | 0,82 |
З. х. | 3,53 |
Раздаточная коробка | механическая, двухступенчатая |
Передаточные числа | |
Низшая ступень | 2,14 |
Высшая ступень | 1,2 |
Главная пара | 4,10 |
Шины | 175/80 R16 |
Максимальная скорость, км/ч | 140 |
Расход топлива, л/100км | |
при 90 км/ч | 10,3 |
при 120 км/ч | 11,8 |
городской цикл | 12,3 |
Емкость топливного бака, л | 70 |
Топливо | бензин с октановым числом 91 |
Цена, $ | 6890 |
Длина, мм | |
при установленных сидениях 3-го ряда | 320 |
при сложенных сидениях 3-го ряда | 790 |
Ширина, мм | 1160 |
Высота, мм | 920 |
Погрузочная высота, мм | 725 |
Автомобиль | ВАЗ-2120 |
Максимальная скорость, км/ч | 133,2 |
Время разгона, с | |
0—100 км/ч | 20,92 |
на пути 400 м | 21,36 |
на пути 1000 м | 40,47 |
60—100 км/ч (IV) | 16,09 |
80—120 км/ч (V) | 37,20 |
Выбег, м | |
с 50 км/ч | 507 |
120—80 км/ч | 549 |
Тормозной путь | |
со скорости 100 км/ч, м | 50,1 |
Замедление, м/с2 | 7,7 |
при усилии на педали | |
тормоза, кг | 48,2 |
Усилия на педалях, кг | |
акселератора | 3,0 |
сцепления | 18,0 |
Радиус поворота, м | |
по наружному колесу | 7,06 |
по наружному габариту | 7,32 |
Показания спидометра, км/ч | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 |
Истинная скорость, км/ч | 35 | 55 | 74 | 93 | 112 |
«Ездовые» сюрпризы начались уже при выезде из автосалона, в котором мы брали машину на тест. Нам надо было спуститься с третьего этажа одного из московских таксопарков по винтовому пандусу. Обычное дело. Но Надежда, проехав полвитка, уперлась во внешнее ограждение. Наша оплошность? Сдаем задним ходом и снова катимся вниз, под завывание гидроусилителя ZF повернув руль до упора. И опять упираемся!
Оказывается, у выпускаемых ныне Надежд мал угол поворота передних колес. Из-за этого очень велик радиус поворота. И вазовцы прекрасно об этом знают. Но сделать пока ничего не могут.
Первый же пройденный поворот заставил остановиться и проверить, все ли в порядке с рулевой колонкой. Несмотря на запертый механизм регулировки угла наклона, баранка ходила ходуном вверх-вниз на несколько сантиметров. Кроме того, сам «бублик» тоже отличается большой податливостью, которая усугубляется и банальным люфтом рулевого механизма. Сглаживает эти огрехи лишь то, что руль насыщен хорошим реактивным моментом. И если попробовать пройти поворот побыстрее, то, в принципе, все произойдет достаточно предсказуемо: у Надежды небольшая недостаточная поворачиваемость и практически нейтральные реакции на изменение тяги.
С тормозами беда — интенсивное замедление приходилось буквально выжимать из машины, прилагая к педали тормоза колоссальное усилие. Опять брак? Или несоответствие возможностей тормозной системы Нивы возросшей массе минивэна?
Карбюраторный двигатель рабочим объемом 1,8 литра явно слабоват для этой машины, но тяговит и позволяет неспешно разгоняться уже с 1500 об/мин. А с 2500 об/мин двигатель оживает, достигая пика своей активности к отметке 3500 об/мин. Но крутить его выше 5000 об/мин, несмотря на оставшийся запас оборотов, нет смысла. Во-первых, прибавки в динамике не будет никакой. А во-вторых, если на уши в детстве не успел наступить медведь, то они свернутся в трубочку: при разгоне двигатель завывает неимоверно! Ужасающий шум снижается до мыслимых пределов лишь после выхода на установившийся скоростной режим. Но тут инициативу перехватывает полноприводная трансмиссия с «раздаткой» и промежуточным карданным валом, которые тоже издают заунывный вой. На этом фоне даже не замечаешь скрипящих и брякающих деталей салона...
Поэтому мы старались орудовать рычагом коробки передач как можно чаще, пытаясь удерживать стрелку тахометра в первой половине шкалы. Кстати, переключение передач на Надежде тоже не сахар — хода рычага коробки и в продольном, и в поперечном направлениях огромны! К тому же, при включенной передаче рычаг тоже легко перемещается в любом направлении чуть ли не на десяток сантиметров!
Словом, рановато мы испытали Надежду. Сырая она еще у вазовцев. Такие машины должны идти на доводочные испытания, но не в автосалоны дилеров.
Причем автомобиль-то должен быть неплохой — во всяком случае, задатки к этому у машины есть. Тяговитый двигатель, надежная управляемость и хорошая плавность хода. К тому же, нам в России так нужен отечественный минивэн — недорогой и полноприводный!
Надежда умирает последней. Будем думать, что ВАЗ все же найдет силы довести перспективную машину до ума. Что тольяттинцы смогут улучшить звукоизоляцию, расширить возможности по трансформации салона и избавиться от «предсерийных» проблем с качеством. А еще хотелось бы, чтобы цена такой Надежды не поднялась много выше нынешней планки в семь тысяч долларов.
Вся надежда — на «автомат»?
Помимо обычной Надежды, нам удалось взять на тест и минивэн, оснащенный автоматической трансмиссией. Машина эта была не новая, из первых партий, которые оснащались еще двигателем рабочим объемом 1,7 литра. Работы по замене штатных «раздатки» и коробки передач на «автомат» немецкой фирмы ZF по согласованию с ВАЗом выполнили специалисты московского Центра автоматических трансмиссий МАИ.
Четырехступенчатый «автомат» ZF 4 HP 22 устанавливался на автомобили BMW третьей серии, выпускавшиеся с 1982 по 1991 годы. На Надежде эта коробка передач с доработанным гидротрансформатором сагрегатирована с одноступенчатой цепной раздаточной коробкой с дифференциалом повышенного трения Torsen.
Место стандартного рычага коробки передач занял селектор режимов «автомата», а на центральной консоли появилась шкала, отражающая его положение.
Естественно, рычажки включения понижающей передачи и блокировки межосевого дифференциала исчезли.
По словам специалистов Центра АТ МАИ, помимо обычных выгод «автомата», замена трансмиссии должна была излечить Надежду от повышенных шумов и вибраций, источником которых и является стандартная трансмиссия от Нивы. И действительно, ВАЗ-2120 с «автоматом» намного тише своего штатного собрата!
Если педаль газа при разгоне утапливается плавно и не до конца, то переключение «вверх» происходит при 3000—3500 об/мин. А если утопить педаль акселератора «в пол», срабатывает kick-down — «автомат» переходит на пониженную передачу и переключается «вверх» при 5000 об/мин.
К сожалению, наши испытания были прерваны поломкой — вдруг отказался работать kick-down. Так что и эта надежда пока нас покинула...
Специалисты Центра АТ МАИ оценивают стоимость агрегатов и работы по их установке на минивэн ВАЗ-2120 Надежда в $3000.
А.ДИВАКОВ, Д.ШЕВЦОВ
Фото: Д.Шевцова
Источник: Авторевю № 19, 2000 г.
залогиньтесь для комментирования
- У минивэнов Chrysler ржавеет датчик подушек безопасности
- Mazda предоставила первый водородный автомобиль Premacy Hydrogen RE Hybrid
- Любители микроатобусов и минивэнов организовали собственный фестиваль
- Новый продукт по автострахованию автомобилей класса «минивэн»
- Chery представил минивэн Riich II
- Производство Volkswagen Routan было остановлено еще в декабре
- Peugeot 308 SW: «киллер для минивэнов»
- Специальный выпуск Toyota Noah уже в продаже
- Toyota объявляет стоимость Verso
- Nissan NV200 Vanette нового поколения