Публикация
Уильям Стаут — отец минивэна
Уильям Бушнелл Стаут за свою долгую жизнь удостоился множества заслуженных титулов. Все они неофициальные и с обязательной приставкой «самый». Самый смелый изобретатель, самый гениальный дизайнер, самый интересный писатель, самый, самый … Нет нужды перечислять то, что современники приписывали ему. За Стаута говорят его работы и смелые идеи, дожившие и до наших дней.
Родившийся в семье странствующего священника из Айовы, Стаут с раннего детства проявлял страстный интерес ко всему механическому. Тяга к технике привела его в Университет Миннесоты, который он блестяще закончил и уже в годы учебы снискал известность, как яркий публицист и популяризатор науки.
Сразу после окончания обучения он был приглашен в Packard Motor Car Company на должность инженера. В мире шла война и Стаут в это время работал над авиационным мотором Liberty V-12. Собственные идеи в области авиации Стаут описывал в газетных статьях и вскоре стал весьма известен в технических кругах.
В 1920 году он решает основать собственное дело – компанию Stout Metal Airplane Company. Способ, который он применил для поиска инвестиций был весьма остроумен и оригинален. Стаут разослал письма ста самым крупным бизнесменам Соединенных Штатов с предложением о внесении одной тысячи долларов в уставный капитал компании. Расчет оказался верным. Ему ответили утвердительно шестьдесят человек и внесли в бизнес 118 тысяч долларов.
Стаут энергично взялся за дело и за четыре года построил пятнадцать пассажирских аэропланов собственной конструкции. В те годы кроме него никто в мире еще не делал самолетов с металлическим корпусом. Идея Стаута целиком и полностью оправдала себя.
В 1924 году Генри Форд, один из тех шестидесяти инвесторов, выкупил компанию у основателя и наладил массовое производство первых в мире авиалайнеров под маркой Ford Tri-Motor. Стаут же основал в это время собственную авиакомпанию Stout Air Lines и наладил регулярное воздушное сообщение между Кливлендом, Чикаго и Детройтом. Впервые в мире на его рейсах появились стюардессы и горячие обеды. Бизнес процветал.
Наверное, Стауту стало скучно. Ведь управление собственным делом – это ежедневная однообразная рутина. Его голова была полна смелых идей и проектов. Да и с партнером по бизнесу – Генри Фордом - все чаще возникали конфликты. В 1930 году они расстались, а пассажирская авиакомпания была продана.
Следующим своим занятием Стаут выбрал автомобили. Авиатор до мозга костей, он стремился применить авиационные наработки к автомобильному дизайну. И это у него получилось! Свой девиз: « Упрощай и облегчай!», он применил и в автостроении. Даже конструкция кузова его Scarab своей аэродинамикой и методикой сборки напоминала аэроплан.
В один из дождливых сентябрьских дней 1936 года необычный автомобиль, похожий на дирижабль, подкатил к бензозаправке компании Phillips в штате Оклахома. Вокруг автомобиля и его владельца собралась толпа зевак. Автомобиль назывался Scarab, а его водителем и изобретателем, конечно же, был Уильям Бушнелл Стаут.
Стаут позволил всем желающим детально рассмотреть автомобиль и подробно рассказал о его качествах и преимуществах над другими машинами. Вскоре газета Phillips Shield пророчески написала: «Этот автомобиль беспрецедентно удобен для длинных поездок. Фактически, мистер Стаут построил дом на колесах! Без сомнения, Scarab является новым этапом развития автоиндустрии».
Корпус автомобиля был выполнен из алюминия, а фордовский мотор V-8 располагался в корме, прикрытый широкими решетками радиатора. Scarab впервые в мире получил полностью независимую подвеску.
Основными её элементами были витые пружины и гидравлические стойки от авиационных шасси – прообраз знаменитой стойки Макферсона, появившейся значительно позже. Правда, после испытаний задняя подвеска стала выполняться на листовых рессорах из-за меньшей стоимости материалов и простоты сборки.
Благодаря огромной колесной базе и заднемоторной компоновке в Scarab был абсолютно ровный пол и большой внутренний объем. Салон этого первого в мире минивэна напоминает комнату в отеле. Задний диван шириной почти два метра, трансфомируемые боковые сиденья, откидной столик и в наши дни встретишь не на каждом минивэне. А для тридцатых годов это была просто фантастика.
Несмотря на свой странный вид, детище Стаута получило многочисленные положительные отзывы в прессе. Возможность путешествовать большой семьей привлекала покупателей. Единственным препятствием была высокая цена этой машины.
Замысел этого проекта родился у Стаута в начале тридцатых годов. Несколько лет он занимался расчетами и проектированием и в 1932 построил первый прототип автомобиля. А в 1935 году предложил Филлипу Ригли, королю жевательной резинки, Харви Файрстоуну, шинному магнату, и Уилларду Доу, владельцу химического гиганта Dow Chemical, создать на паях предприятие по серийному производству своего Scarab.
Но планам Стаута, как и многим другим проектам тех лет, помешала Вторая Мировая. В 1942 году он прекратил все работы над Scarab и продал права на него Объединенной Авиастроительной Компании. В военные годы он занялся разработкой аэрокара – автомобиля-самолета. Стаут надеялся на то, что после войны этот вид транспорта ожидает такой же массовый спрос, как и обычный автомобиль после Первой Мировой. Но, по независящим от него причинам, финансирование проекта было прекращено.
После окончания войны он еще раз попытался возродить идею первого в мире минивэна. На этот раз с легким фиберглассовым кузовом. Но по разным причинам идея заглохла. Последние годы своей жизни он вновь посвятил авиации и умер в 1956 году, работая над созданием орнитоптера – летательного аппарата с машущим крылом.
До наших дней дожили только пять целых экземпляров автомобиля Стаута. Один из них окружен ореолом легенд. В разное время его владельцами были французский издатель Блан, генерал Эйзенхауэр, президент Франции Шарль Де Голль. Хозяин бродячего цирка сделал из него вольер для цирковых мартышек. Затем его нашел и выкупил для музея французский автомобильный дизайнер Филипп Шарбоннэ. В настоящее время его владельцем является коллекционер и знаток автоистории Ларри Смит.
Источник: www.autotagil.ru
залогиньтесь для комментирования
- Ford выпускает на рынок компактвэн i-Max
- Питерский сервис ВВК (партнеры Минивэн-клуба) проводит бесплатный семинар
- Chrysler надеется, что в США весной вырастет спрос на минивэны
- «АвтоВАЗ» выпустит 7-местный минивэн Logan под брендом Lada
- В Женеве General Motors представит концепт нового Opel Meriva
- О сайте
- Деформация пространства — Citroen C4 Picasso
- Lancia покажет в Брюсселе обновленный минивэн Phedra
- Mercedes-Benz R-Class
- Новый Peugeot 5008 2014