Публикация
Простые вещи: микроавтобусы и минивэны
Трудно представить себе современную жизнь без этих компактных, динамичных и в то же время вместительных транспортных средств. Такие «промежуточные» типы автомобиля появились на стыке двух противоположных тенденций. С одной стороны, инженеры и производители издавна стремились создать компактную версию грузового авто, с другой — увеличить вместительность обычной легковушки, не слишком увеличивая ее габариты. Как результат, сегодня мы располагаем сразу двумя универсалами, незаменимыми для транспортного сообщения в большом городе.
От малого - к большему
Можно с уверенностью сказать, что идея увеличить стандартную вместимость автомобиля возникла уже в начале XX века. Автомобильная индустрия тогда набирала обороты, и в больших городах Северной Америки появились первые частные такси - jitney. Многие из них выполняли роль современных маршрутных такси, курсируя по определенным магистралям, и владельцы, стремясь извлечь максимум прибыли, самостоятельно «надстраивали» дополнительные места. Конечно, такие «маршрутки» по вместимости были скорее сравнимы с обычными современными авто, но по сути своей именно они были первыми представителями славного рода минивэнов.
Первым в истории полноценным вэном считается футуристический Alfa 40-60 HP Aerodinamica 1914 года. Впрочем, выпущенный в нескольких экземплярах, он скорее был манифестом дизайнеров, представившим свое видение городского автомобиля будущего. Зато следующая яркая работа - Stout Scarab («скарабей») 1935 года уже был удостоен небольшой, но серии.
Надо отметить, что подобные разработки велись и в Советском Союзе, однако дальше концепт-каров дело не пошло: «промежуточные варианты» советский автопром не интересовал по определению, да и понятие «автомобиль для семейного отдыха» считалось слишком буржуазным.
Первый в истории минивэн. Название соответствующее - Альфа.
«Минивэном, опередившим своё время», называют сегодня Fiat Multipla 600 1956 года. Именно в нём впервые была реализована ставшая теперь классической «вагонная» компоновка салона, позволившая разместить три ряда кресел. Однако из-за несоответствия ужесточившимся требованиям безопасности производство минивэна спустя четыре года было прекращено.
Новые разработки и массовое производство минивэнов возобновилось только тридцать лет спустя. Проектом заинтересовался концерн Renault, и через четыре года миру был явлен Renault Espace, ставший родоначальником всех минивэнов современного типа. Примеру французов последовали автопроизводители в США: один за другим на рынке появились Dodge Caravan, Plymouth Voyager, Chrysler Town&Country, Chevrolet Astro, Ford Aerospace и другие. Производители из Германии и Японии также представили ряд очень удачных моделей.
Опыт производства минивэнов в России очень невелик и, по большому счету, ограничивается моделью ВАЗ-2120 «Надежда» (1998-2006 гг.). Созданная на технической базе «Нивы», она должна была, по замыслу создателей, охватить рынок семейных авто и частично развозных городских фургонов. Однако из-за низкой надежности и завышенной цены «Надежда» не выдержала соревнования с импортными аналогами, и вскоре её производство было свернуто. Всего было выпущено около 8.000 экземпляров, некоторые из которых до сих пор можно изредка встретить на российских дорогах.
В начале XXI века пик популярности минивэнов начал спадать: всё больше покупателей предпочитали видеть в качестве семейного авто надежный кроссовер. Тем не менее, «мини-фургоны» всерьёз и явно надолго утвердились в качестве городского транспорта для небольших групп пассажиров.
... И от большого - к малому
В отличие от минивэна, история микроавтобуса имеет явные военные корни, которые уходят в годы Второй Мировой. То, что новая глобальная война будет «войной моторов», сразу после Первой говорили все ведущие специалисты. Однако большое значение этому придали только в гитлеровской Германии. Основой тактики «молниеносной войны» являлось использование танковых соединений, подкреплённых блоками моторизованной пехоты: это позволяло в кратчайшие сроки преодолевать большие расстояния и наносить неожиданные и сокрушительные удары. Для перемещения отрядов пехоты использовались специально разработанные легкие бронетранспортеры, самой популярной моделью из которых был Hanomag. Рассчитанные на 10-12 десантников, они во многом обеспечили быстрое продвижение гитлеровской армии по Европе и успех первых месяцев завоевания Советского Союза. Впрочем, как известно, на российском бездорожье фашистская армада стала терять темп. И хотя немецкие инженеры выпускали одну модификацию за другой, технологические преимущества Вермахта уже не могли повлиять на исход войны. А знания, полученные на военном поприще, пригодились уже в мирное время.
Первый настоящий микроавтобус появился на свет в 1949 году, в Германии, на заводе Фольксваген. Однажды торговец автомобилями Бен Пон увидел в одном из цехов завода моторизованную тележку для перевоза грузов: это был переделанный «народный автомобиль» Bettle - «Жук». «Гениально!» - подумал Пон и вскоре предложил заводу совместный проект по массовому выпуску небольшого автомобиля для перевоза малых партий груза или десяти или более пассажиров. Как результат, 11 марта 1949 года на свет появился первый в мире гражданский микроавтобус Volkswagen Bulli (Бычок), или T1, а чуть позже - модификация под названием Volkswagen Transporter. Для обеспечения надёжности, жёсткости каркаса здесь была использована цельнометаллическая рама; кроме того, при проектировании модель микроавтобуса исследовалась в аэродинамической трубе.
Бычок с Фолксвагена.
С этого времени разработка и производство микроавтобусов получило развитие по всему миру; количество моделей насчитывает сотни. Многие модели даже стали своего рода символами эпохи во многих странах. Самый близкий для нас пример - конечно же, легендарный РАФ (RAF, Rigas Autobusu Fabrika), выпускаемый в Латвии с середины 50-х годов и вплоть до развала Союза. В 1994 году на смену РАФику пришла ГАЗель - знаменитый микроавтобус, в различных модификациях - от пассажирского до грузового - захвативший к сегодняшнему дню более 50% малых городских перевозок в России.
До сегодняшнего дня микроавтобусы постоянно востребованы в качестве коммерческого малого транспорта, удобного для перевозки пассажиров, небольших грузов; они охотно используются и специальными службами: полицией, скорой помощью и другими.
Источник: VirtonomicaTimes
залогиньтесь для комментирования
- Fiat готовит совершенно новый минивэн для Европы
- Volkswagen Multivan — минивэн года
- На Opel Zafira могут начать давать льготные кредиты
- Ford готовит совершенно новый минивэн B-Max
- Ford Fusion сменит название и получит новый кузов с необычными дверьми
- Ford запустил производство компактвэнов B-Max
- BMW собирается в класс минивэнов
- Honda начала продажу гибридного минивэна
- Максимально оснащенная опциями версия минивэна Luxgen7 CEO
- Dodge Grand Caravan — «каблучок» по-американски