Представьте, что Вы - руководитель крупной автомобильной компании. И всем эта компания хороша, но вот в модельном ряду наблюдаются прорехи - нет вседорожника или, к примеру, минивэна. Нынче, в эпоху укрупнения и глобализации, так нельзя - те, кто попроворнее, 'съедят' мигом. Что же делать? Разрабатывать с нуля - дорого и при небольших объемах может не окупиться. Смотреть со стороны, как конкуренты делят пирог - глупо. Проще всего воспользоваться нехитрой штукой под названием badge engineering.
По сути, это продажа чужих автомобилей под своей маркой - понятное дело, 'по предварительному сговору'. Чаще всего дело сводится к простой замене эмблем, причем делается все наспех, поверхностно: бывает, меняют только шильдики снаружи, а руль с 'родным' логотипом оставляют (он ведь дороже!). Далее в работу включаются рекламщики, и готово: неискушенный потребитель радостно 'заглатывает' наживку. Простой и не очень честный прием срабатывает безотказно. Примеры мы наблюдаем на каждом шагу: легковые Isuzu Gemini (читай, Honda Domani) и Aska (то Subaru Legacy, то Honda Accord), американский Chevrolet Cavalier под маркой Toyota, универсальчик Nissan AD аж в трех вариантах. Или вот этот симпатичный белый минивэн, который пытается выдать себя за Subaru Traviq. На самом деле это не что иное, как немецкий Opel Zafira!
Странное имя - 'Травик'. Странное и ни о чем не говорящее. Впрочем, сам автомобиль выглядит интересно - 'хрустальная' светотехника, динамичный силуэт с выделяющимися гранями сопряжений, залихватский обвес по нижнему периметру (на 'Зафирах' не встречался). Да и под капотом неплохой заряд - двигатель объемом 2,2 л развивает 147 л.с. Правда, двигатель не оппозитный, и полного привода нет. Странно для Subaru?
В салоне Traviq есть и плюсы и минусы. К достоинствам отнесем в первую очередь простор по всем направлениям. Понравились изящный и удобный селектор 'автомата' и неплохое оснащение - полный электропакет и отдельный кондиционер для задней части салона. А вот минусы: Во-первых, наклон спинки сиденья, в отличие от всех 'японцев', здесь регулируется очень неудобным барашком. Типично европейский подход, между прочим. Как же они до сих пор не поняли, что это за мука - полчаса крутить этот дурацкий барашек, еще и расположенный в узкой щели: Но еще больше удивила отделка салона. Не секрет, что европейские автомобили часто ставят в пример японским - мол, материалы подороже, пригнаны лучше. Так вот, по части благородства материалов салон Traviq не выдерживает никакой критики! Мрачно-черный жесткий пластик с какой-то кирзовой текстурой, отлитые с облоем пластиковые детали, шурупы - все это очень напоминает родные ВАЗы: Это что, и есть немецкое качество? Благо, хоть подогнаны детали безупречно.
Впрочем, есть еще в этом темном - в прямом смысле слова - царстве луч света. Это задние сиденья. Здесь еще более просторно, чем на передних, и очень удобно входить-выходить - длинная база позволила сделать огромную заднюю дверь. В распоряжении пассажиров - свой кондиционер, воздуховоды и подлокотник с подстаканниками. В спинке есть люк для перевозки длинномеров. Но главное - не это, а система трансформации Flex7. Если задний диван сдвинуть вперед, то в багажном отсеке одним движением руки можно организовать два дополнительных места - в нерабочем состоянии эти сиденьица лежат спинками вверх вровень с полом. Очень остроумное решение!'Опелевцы' по праву могут гордиться им.
Поставив 'Травику' 'четыре с плюсом' за трансформацию и 'пять' за простор в салоне, снова перемещаемся вперед, на место водителя. Говорят, Opel Zafira проходил доводочные испытания на управляемость в исследовательском центре Porsche в Вайсзахе. Нельзя не прокатиться!
Процесс знакомства с органами управления вызывает неоднозначные эмоции. Да, тут просторно и довольно неплохая обзорность. Но, во-первых, руль (скользкий!) даже в крайнем нижнем положении стоит очень отлого, а педаль газа и вовсе лежит на полу. Из-за этого водитель Subaru/Opel вынужден и сиденье поднимать до предела вверх, принимая классическую 'автобусную' посадку. Нелогично организовано индикация работа АКПП: дублирующей шкалы на панели нет, и приходится смотреть вниз, в 'колодец' между сиденьями. Индикация режима Sport на панель вынесена, а лампочка режима Snow - опять внизу. Где логика? И, наконец, самое потрясающее открытие - подрулевые рычажки. Они, как известно, на японских машинах 'зеркально' противоположны европейским, поэтому у меня никогда не возникает проблем с адаптацией. На 'левом руле' я автоматически нащупываю 'поворотник' слева, а 'дворники' - справа. На 'правом руле' включается второй, обратный алгоритм. Так вот. Инженеры Opel и Subaru, делая из немецкой машины японскую, нашли деньги и переделали комбинацию приборов под правый руль. А блок рычажков остался европейским! То есть, сидишь справа, а поворот включаешь левой рукой. Комедия! Я путался постоянно:
По части езды Traviq оказался на высоте. Особенно понравились двигатель и подвеска. Все-таки 2,2 литра и почти полтораста 'лошадей' тянут семиместную машину заметно лучше, чем традиционные для японских минивэнов 1,8 или 2,0 л. Характер у мотора не взрывной - скорее, напористый. Он обеспечивает уверенный 'подхват' на любых оборотах и ровный разгон даже на скользкой дороге. А подвеска порадовала сочетанием комфортных и 'драйверских' характеристик - автомобиль мягко преодолевает неровности, но стабилен на прямой и почти не кренится в поворотах.
Завершает благостную картину рулевое управление. Оно неострое, но позволяет адекватно отслеживать поведение машины. А руль определенно налит усилием - это особенно заметно на фоне невесомых тойотовских рулей.
Бэдж-инжиниринг, смена табличек - эта нехитрая операция вновь принесла свои плоды, заставив многих любителей Subaru купить перелицованный Opel. Даже производство перестраивать не пришлось - ведь Traviq выпущен не в Японии,а в Германии. И если вы хотите купить японский автомобиль именно из-за его японского качества, то нелишним будет помнить про это. Subaru Traviq - это не японский, а европейский автомобиль. Но он тоже может понравиться - за просторный салон, отличную систему трансформации, мощный тяговитый двигатель и хорошую подвеску. Да и немецкое происхождение для некоторых - тоже определенная рекомендация. Только в этом случае придется смириться с тем, что при переносе руля направо маркетологи Opel забыли про подрулевые рычажки.