Конструкторы фирмы Mazda утверждают, что пора всерьез подумать и о сиденьях.
Именно новым сиденьям было уделено особое внимание при разработке последних
концепт-каров японской фирмы.
MS-X
Создавая седан Mazda
MS-X, инженеры стремились объединить в облике машины две, казалось бы,
противоречивые вещи - плавные, округлые поверхности и острые грани. По их
мнению, примерно так должны выглядеть серийные седаны в недалеком будущем. На
вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Европейцы на автосалоне во Франкфурте
(где MS-X впервые показался на широкой публике - см. АР ? 18, 1997)
обходили диковинное создание стороной - не приглянулся. А вот японцы на
Токийском мотор-шоу живо интересовались каждой деталью машины, не давая
передохнуть вежливым консультантам фирмы. А особенностей у MS-X хватает. Например, многие уже
начали забывать, что такое панорамные стекла. А ведь в 50-х годах вся Америка
ездила на машинах с такими окнами. Да что там Америка, вспомните старую Чайку
ГАЗ-13 и ЗИЛ-111! На MS-X сделали только одно панорамное стекло - заднее. Оно
начинается сразу за стойками задних дверей. Есть интересные находки и в
оформлении интерьера. В первую очередь, это сиденья. На ровном полу салона
размещено четыре раздельных кресла. Передние могут вращаться на 180 градусов, а
задние складываются. При необходимости между задними сиденьями устанавливается
узенькое сиденье-проставка, на котором может разместиться пятый
пассажир. Если сложить и задние сиденья, и проставку между ними, в салоне
можно перевозить большие вещи - чемоданы или телевизор (громоздкую поклажу легко
вносить в салон через распахивающиеся почти на 90 градусов задние двери). А если
сложить и сиденье переднего пассажира, то MS-X перевезет и лыжи, и большую
новогоднюю елку. Интересны приборы, расположенные по центру передней панели.
Во-первых, все они (спидометр, тахометр, часы, указатели запаса топлива и
температуры охлаждающей жидкости) аналоговые, что на концептуальных автомобилях
увидишь не часто. Между ними разместился небольшой дисплей, отображающий
информацию о работе всех систем машины. Во-вторых, панель приборов
открывается и закрывается, словно огромный глаз. Функциональную нагрузку такого
решения определить трудно, но в оригинальности авторам проекта не откажешь:
завел мотор - и "глаз" с приборами открылся, заглушил двигатель - и "веки" снова
скрыли все циферблаты. В-третьих,
центральной консоли как таковой нет. Зато из-под "глаза" выезжает небольшой блок
(словно выдвижная столешница) с кучей кнопок. А из блока раскладывается большой
жидкокристаллический экран информационной системы. А где же рычаг КПП? Его
нет! Работой автоматической КПП управляют кнопки на многофункциональном рулевом
колесе. К сожалению, почти ничего не известно о технической начинке MS-X.
Можно лишь сказать, что машина переднеприводная, оснащена 2-литровым бензиновым
двигателем, автоматической трансмиссией, независимой подвеской всех колес
(задняя подвеска - многорычажная) и большими 18-дюймовыми колесами.
SW-X
Следующий шаг "диванных" разработок - компактный минивэн Mazda SW-X.
Компактный потому, что в машине длиной всего 4355 мм удалось разместить три ряда
сидений на семь посадочных мест (2+3+2). Все сиденья (кроме водительского)
легкосъемные. Но этим сейчас никого не удивишь. Забавно другое: вдоль абсолютно
ровного пола проложены рельсы-полозья - к ним-то и крепятся кресла. Теперь
владелец машины может по своему усмотрению компоновать салон. Например, можно до
предела "ужать" багажный отсек, предоставив больше места ногам пассажиров. Или
наоборот - сдвинуть сиденья максимально близко друг к другу для перевозки сзади
больших чемоданов. Установку сидений облегчает ступенька-подножка, в которую
превращается откидывающийся задний борт. А ровный пол обеспечивает свободное
перемещение пассажиров внутри машины. Панель приборов здесь такая же, как на
седане SW-X, только "глаз" постоянно открыт. Такой же многофункциональный руль с
множеством кнопок, но рычаг КПП все же перенесен на привычное место - на
алюминиевую центральную консоль. Внешность минивэна необычна тем, что в
качестве декоративных элементов использованы накладные пластмассовые панели. По
мнению авторов проекта, контрастные накладки на капоте, порогах дверей, бамперах
и на задних стойках крыши зрительно подчеркивают функциональность автомобиля и
визуально делают высокий (1700 мм) минивэн более приземистым. Кстати,
рассчитан SW-X прежде всего на молодые семейные пары, которые любят много
путешествовать.
MV-X
Еще один минивэн называется MV-X. Внешне он очень похож на предыдущий
автомобиль, но на самом деле это совсем другая машина. MV-X длиннее (4610 мм)
и выше (1725 мм). Распашные задние двери уступили место более подходящим для
минивэна сдвижным. Оригинальная поясная линия, тянущаяся от фальшрадиаторной
решетки через переднее крыло, двери и заднее крыло, визуально делит высокую
машину на две части, выгодно оттеняя легкий верх с большой площадью
остекления. Проектируя интерьер MV-X, дизайнеры дали волю своей фантазии, и в
их поле зрения в первую очередь вновь оказались сиденья. Так, их спинки сделаны
не сплошными, а "дырявыми": тонкие полоски синтетического материала, словно
струны, натянуты на жестком каркасе. Каждое кресло снабжено интегрированными
трехточечными ремнями безопасности и двумя подлокотниками. Машина 6-местная
(2+2+2). Все сиденья одинаковые и быстросъемные (кроме водительского). Как и на
SW-X, кресла ездят по рельсам. Причем их можно вынести из автомобиля как по
отдельности, так и по два - вместе с полоской пола, на которой закреплены
рельсы! Эта полоска может спускаться вместе с сиденьями на землю - в виде
наклонной аппарели. Если тяжело самому управляться с сиденьями, достаточно
закрепить их на аппарели, и обратно в салон рельсы с креслами заедут сами при
помощи электропривода. И сиденья, и пол салона не боятся воды, морской соли и
легко моются. Поэтому в машину можно садиться прямо в купальном костюме и
укладывать водный спортинвентарь, не боясь промочить все водой. Как и SW-X,
эта машина рассчитана прежде всего на молодые семьи, которые исповедуют
подвижный образ жизни и часто ездят на отдых к морю.
* *
*
Увидим ли мы в ближайшее время оригинальные сиденья на серийных машинах?
Вполне вероятно, поскольку через пару лет японцы заменят стремительно
устаревающий минивэн Mazda MPV на принципиально новый автомобиль. Именно в новом
MPV конструкторы и постараются реализовать хотя бы часть перспективных
разработок.