PONTIAC Trans Sport / CHEVROLET Lumina / OLDSMOBILE Silhouette
Многие поколения американцев были воспитаны на том, что семейный автомобиль это большой универсал с многолитровым двигателем, но с появлением минивэнов все изменилось. Минивэны разрушили привычное представление американцев о том, как должен выглядеть семейный автомобиль. В итоге универсалы Station Wagon вместимостью до шести человек из года в год теряли своих постоянных покупателей, пока к середине 1990-х их место не заняли минивэны. Среди них были и минивэны концерна GM - Pontiac Trans Sport, Chevrolet Lumina APV, Oldsmobile Silhouette.
Первыми копать могилу для универсалов Station Wagon начала корпорация "Chrysler". Летом 1989 года к ней присоединился концерн "GM" запустив в производство семейство просторных однообъемных переднеприводных минивэнов с пластмассовыми кузовами на несущем алюминиевом каркасе. Такой миниавтобус более удобен для семейных путешествий и туризма: он настолько просторен, что в нем свободно уместится обычная по численности семья со спортивным и кемпинговым инвентарем, портативной кухней и даже собакой.
Их история началась с показа публике в 1986 году концепт-кара Pontiac Trans Sport с маленьким по тем временам двигателем, V6 рабочим объемом всего-то 2,8 л. Когда же показали серийные Pontiac Trans Sport, Chevrolet Lumina APV, Oldsmobile Silhouette, многие были удивлены, что столь футуристичный автомобиль дошел до конвейера в почти неизменном виде. Автомобили различаются только формой бамперов и элементами отделки. Сравнительно компактные, по американским меркам (длина 4880 мм, ширина 1895 мм и высота 1670 мм), автомобили с экономичными V-образными 6-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 3,1 л и 3,8 л вызвали поначалу весьма бурную реакцию у потребителей и даже несколько подвинули на рынке продукцию главного конкурента в секторе минивэнов - корпорации "Chrysler".
Минивэны Pontiac Trans Sport (Montana - для Американского рынка), Chevrolet Lumina APV, Oldsmobile Silhouette (Aurora) производят на одном заводе в городе Доравиль (штат Джорджия). Поскольку в их основе - единая U-платформа, все отличия сводятся к оригинальному решению передней части - однако у каждой из перечисленных моделей она оформлена в фирменном стиле марки, под которой минивэн и продается. Панели кузова выполненыиз композитного пластика.
Именно в силу своей футуристичности Pontiac Trans Sport быстро состарился, и в 1994 году "General Motors" для поддержания сбыта своих минивэнов была вынуждена провести существенную косметическую модернизацию, полностью переработав переднюю часть. Популярные в конце 80-х прямоугольные блок-фары заменены на ультрамодные (в то время) типа "кошачий глаз", значительно увеличена площадь воздухозаборников, передние крылья получили заметные выштамповки, а совмещенные со спойлерами бамперы имеют улучшенную аэродинамику. Параллельно на несколько сантиметров уменьшился передний свес, что весьма благосклонно сказалось на маневренности автомобиля.
Новый дизайн соответствовал моде того времени. Ну а в России модели первого поколения и по сей день смотрятся почти фантастически. Особенно хороши экземпляры, окрашенные в белый цвет.
Следующее поколение минивэнов увидело свет в 1999 году. В отличие от предшественников с пластмассовым кузовом установленном на стальной раме (который не гниет, но к его прочности были претензии), новое поколение минивэнов (Pontiac Trans Sport (Montana), Chevrolet Venture, Oldsmobile Silhouette) получили цельнометаллическими кузов. Конструкция кузова была разработана в сотрудничестве с европейскими дочерними фирмами "Opel" и "Vauxhall". В Европе Chevrolet Venture и Pontiac Trans Sport продаются под названием Opel Sintra.
В этом же году минивэны получили более мощные двигатели, расширились возможности трансформации салона (общее число комбинаций с перестановками сидений и кресел увеличено до 32).
Внутри первым делом обращаешь внимание на ровный пол. Благодаря этому можно спокойно перемещаться с одного ряда на другой, не спотыкаясь о центральный тоннель или о торчащий из него рычаг коробки передач. Это удобно когда водительская дверь оказывается заблокированной на стоянке. Внутреннее убранство этих моделей отвечает всем требованиям американского рынка. Во-первых, удобные подголовники, подлокотники, подстаканники, подносы, подножки и прочие совершенно необходимые для приятного путешествия вещи не могут оставить равнодушным того, кому нужно путешествовать с семьей. В рулевое колесо встроены кнопки управления радиоприемником. Большое внутреннее пространство, шикарно оформленный интерьер (кожа, велюр, гобелен - чего душа изволит) с раскладываемым в столик задним рядом сидений, сдвижная боковая дверь пассажирского салона - все каноны минивэнов конструкторами соблюдены. Сдвижная и с виду тяжелая задняя дверь открывается настолько легко, что с ней справиться даже ребенок. Вот только мелкая градуировка приборов, хотя и продублированная в километрах, требует отменной остроты зрения.
На минивэнах первого поколения обзорность была ограничена массивными центральными и задними стойками с оригинально поднятыми задними фонарями и дуги, обрамляющие вынесенное вперед панорамное стекло, придающее столь футуристичный вид всему автомобилю. Из-за огромной передней панели совершенно не видно капота, а площади боковых зеркал не хватает для полного представления об окружающей обстановке, так что при парковке приходится ориентироваться вслепую. Выручает лишь высокая посадка. То же самое можно сказать и о движении задним ходом. На моделях следующих поколений этот недостаток был несколько уменьшен. Обзорность здесь действительно хороша. Это достигнуто и благодаря тому, что передние стойки сделали более вертикальными, одновременно уменьшив их сечение и отказавшись от маленькой стойки-подпорки.
Ночью машина напоминает дом, да вот только трудоемкая трансформация сидений в салоне оставляет желать лучшего, но заночевать хоть компанией - пожалуйста! Пространства для багажа при разложенных сиденьях в шести- и семиместном Trans Sport (как, впрочем, и в близнецах Chevrolet Lumina APV и Oldsmobile Silhouette) хватает только для того, чтобы перевозить пару ящиков с прохладительными напитками. В грузовом варианте и при сложенных заднем и среднем рядах сидений полезный объем достигает 3185 л, что является средним показателем среди современных американских минивэнов.
Как уже упоминалось выше минивэны предлагались с двумя двигателями. Оба V-образных 6-цилиндровых рабочим объемом 3,1 и 3,8 л мощность соответственно 122 и 172 л.с. На европейский рынок минивэн поставлялся с четырехцилиндровым 2,3-литровым 147-сильным двигателем, который весьма удачно дополнил гамму V-образных шестицилиндровых. Динамические характеристики автомобиля с таким двигателем достаточно приемлемы. Разгон до скорости 100 км/ч занимает всего 12 с - один из лучших показателей в классе. Максимальной скорости в 185 км/ч должно хватить для любителей прокатиться "с ветерком".
Наиболее приспособленным к нашим условиям эксплуатации считается двигатель рабочим объемом 3,1 л. Он самый простой и самый выносливый. Его ресурс до капремонта составляет 300 000 - 400 000 км. Он с удовольствием "переваривает" наш АИ-92 и охлаждается нашим тосолом. Его чугунные головки терпимы к перегреву. К недостаткам можно отнести окисляющиеся провода и капризный генератор.
После модернизации 1994 года основным двигателем стал также V-образный 6-цилиндровый рабочим объемом 3,4 л мощностью 182 л.с.
Все двигатели агрегатируются только с 3-диапазонной автоматической коробкой передач с селектором (естественно, на рулевой колонке). "Автомат" достаточно надежен, но если не очищать радиатор, то можно очень существенно укоротить его жизнь. Рулевое управление с гидроусилителем не совсем четкое, хотя прямолинейный выбег стабилен всегда. Подвеска простейшая: спереди McPherson, сзади - пружины. "Мягкая" подвеска весьма склонна раскачивать кузов и кренить его в поворотах. Подвеска достаточна прочна и легко переносит наши дороги. Подшипники ступиц очень долговечны. ШУРСы легко ходят по 100 000 - 200 000 км, если не порваны чехлы.
Комплектация большого салона, как и подобает всем большим "американцам", самая богатая. В стандартное оснащение входит широкий комплект оборудования, отличающийся некоторыми нюансами среди этих моделей. Так по степени оснащению и стандартному оборудованию Pontiac Trans Sport (Montana) несколько лучше модели Chevrolet Lumina APV (Venture), но уступает Oldsmobile Silhouette (Aurora).
В стандартно оснащение Pontiac Trans Sport (Montana) входит ABS, гидроусилитель рулевого управления, четыре надувных подушки безопасности, центральный замок с иммобилайзером, магнитола, наружные зеркала с электроприводом, тонированные стекла, электростеклоподъемники в передних дверях, три подголовник на заднем сиденье, тахометр, литые колесные диски, противотуманные фары и дополнительный стоп-сигнал. Возможны кузова различной вместимости (стандартной и удлиненной) в 5- и 4-дверном исполнении (у последней нет левой задней сдвижной двери) и 5-, 6- и 7-местных вариантах.
Стандартное оснащение Oldsmobile Silhouette (Aurora) включает в себя: дистанционное управление правой сдвижной боковой дверью (может быть еще и левая), раздельная для передней и задней части салона система кондиционирования, круиз-контроль, электростеклоподъемники, электрическую блокировку дверных замков, сиденья с электрорегулировками по шести позициям, противотуманные фары, совершенную аудиосистему, ABS, дисковые тормоза, фронтальные и боковые подушки безопасности. На версию Oldsmobile Silhouette Premier с удлиненной колесной базой (багажник объемом 4410 л при снятых сиденьях) устанавливают монитор ряда заднего ряда сидений.
Наиболее дорогие версии Chevrolet Lumina APV (Venture) оснащены индивидуальными сиденьями с подлокотниками. На базе минивэна существовал и фургон Chevrolet Venture Cargo Van грузоподъемностью 750 кг, и специальная трех- и шестиместная удлиненная версии Chevrolet Venture NMC Taxi с усиленной подвеской, цельным диваном для пассажиров и перегородкой, отделяющей водителя от пассажирского салона. Пассжирское отделение и водительская кабина оснащены индивидуальными кондиционерами и стереосистемами.