|
|
Именно такой подзаголовок - "Минивэн-бум" нашел я в одном старом, выпуска середины девяностых годов, зарубежном автомобильном каталоге. Тогда мода на различные минивэны, микроавтобусы и прочие универсальные пассажирские транспортные средства только-только зарождалась. Продолжали свое триумфальное шествие по Европе и Америке знаменитые Renault Espace и Chrysler Voyager, практически на каждом крупном автосалоне выставлялись по несколько концепт-каров такой направленности, но настоящая революция, как напишут позже историки, была еще впереди.
Тот подвид микроминивэнов, который мы уже привыкли видеть, появился на конвейерах отдельных фирм и на дорогах мира только благодаря стараниям инженеров и дизайнеров фирмы Renault. Именно они сначала целой серией концепт-каров, а затем производством с 1996 года довольно нетривиальной, более того - просто авангардной для своего времени модели Renault Megane Scenic показали всему миру, насколько убогие и неудобные автомобили мы до сих пор покупали и эксплуатировали. Вся гениальность идеи была в том, что комфорт и пассажировместимость хорошего минивэна в этом автомобиле сочетались с практически легковой управляемостью, маневренностью и минимальными внешними габаритами. В общем, можно сказать, что Renault Scenic являлся на то время едва ли не идеальным транспортным средством, особенно для семейных людей. Естественно, что такая удачная и своевременная идея нашла вполне оправданную поддержку в рядах покупателей - с тех пор Scenic остается бессменным лидером по продажам в своем быстро развивающемся сегменте.
Попытки создать альтернативу микроавтобусу и легковому автомобилю одновременно принимались и ранее. Еще в начале восьмидесятых японцы ставили на конвейер похожие модели, самыми массовыми и популярными из которых были Nissan Prarie и Honda Civic Shuttle. Более того, Toyota в свое время довольно долгое время выпускала аналог очень популярного сегодня Scenic RX4 - полноприводный Tercel 4WD, но ни один из трех вышеперечисленных автомобилей так и не смог завоевать большой популярности. Сегодня - другие времена, пришла мода на необычные и нетривиальные модели. Поэтому современная "реинкарнация" этих же японских моделей, выпущенных, возможно, под другими именами, очень своевременна: они пользуются просто ажиотажным спросом.
Естественно, что в такой ситуации очень многие автопроизводители не устояли перед соблазном "завести" себе такую модель. Результаты их рвения мы имеем возможность наблюдать практически на каждом крупном автосалоне. И на сегодняшний день конкуренция в этом секторе высока как нигде. За последние полгода одни только японцы представили целый ряд моделей, причем некоторые "отстрелялись" сразу несколькими автомобилями разных классов. К примеру, Honda представила "разнокалиберные" модели Stream и Jazz, а Toyota вообще разработала микроминивэны на базе каждой из своих моделей европейской гаммы - такие популярные автомобили, как Yaris, Corolla и даже Avensis на сегодняшний день имеют модификацию Verso. Но это даже не часть рынка - уже активно продаются Nissan Almera Tino, Mazda Demio и Premacy, Misubishi Space Star. Вы еще не забыли, что речь идет только о японских моделях? Все это я веду к тому, что с самого момента появления на рынке нашего сегодняшнего "подопытного" - микроминивэн Suzuki Liana, дебют которого состоялся менее полугода назад, его ждет жесткая конкурентная борьба. Естественно, что для успешного завоевания рыночного Олимпа ему, вдобавок к хорошей репутации "родителя" и невысокой цене, потребуется как минимум пара козырей. И похоже, что ему есть чем завоевать сердца покупателей....
А начинается все с внешнего дизайна. Логично рассудив, что очередной безликий "семейный" автомобиль вряд ли окажется способным завладеть рынком и умами покупателей, создатели Suzuki Liana не сильно ограничивали полет мысли дизайнеров. И это дало свои результаты. Liana представляет собой довольно симпатичное транспортное средство.
Сзади машина весьма оригинальна - большие фонари и интересное оформление пятой двери делают ее визуально ниже, чем есть на самом деле, что придает ей сходство со спортивным универсалом. Хотя таковым Suzuki Liana, по сути, и является: по высоте она явно не "дотягивает" до обычных минивэнов, уже предлагаемых на рынке. Впрочем, это совершенно не мешает ей быть красивой и одновременно практичной. Ведь, несмотря на большую высоту, тот же Scenic тоже является пятиместным автомобилем, и места для ног сзади у него не намного больше. Единственное преимущество, которое имеет Scenic - больший объем багажного отсека, но вряд ли он окажется действительно полезным, если все преимущество достигнуто только за счет высоты этого самого багажного отсека.
Салон Suzuki Liana, особенно приборная панель, является воплощенным в жизнь, точнее говоря, в серийное производство подтверждением тезиса "Все гениальное просто". В то время как остальные автопроизводители пытаются создать "приборку", по информативности не уступающую "всефольксвагеновской", но в то же время не копируют ее полностью, создатели Liana вернулись к некогда весьма популярной и даже модной комбинации приборов.
После поворота ключа зажигания водитель удивленно взирает на цифровой спидометр и выполненный в виде графика тахометр - такие вещи были в моде у американских и японских автопроизводителей лет десять-двенадцать тому назад. Необычно, скажем прямо, хотя, как показал дальнейший тест, очень даже удобно. Яркие цифры высотой около четырех сантиметров всегда заметнее, чем положение белой стрелки на пестрящем различными цветами и цифрами спидометре. К тому же как-то само собой получается, что водитель все время видит показания спидометра, а для "снятия показаний" с традиционного стрелочного прибора требуется некоторое время. Странно еще, что японцы не разместили "приборку" посредине панели, как это ныне модно делать во всех новых и оригинальных моделях, а ограничились только ее авангардным обликом и "начинкой". Не менее удобна, с точки зрения пользователя, то есть водителя, оказалась посадка за рулем и "баранка" - толщина ее в сечении почти оптимальна, да и эргономика рабочего места водителя оказалась на высоте.
В отличие от того же Scenic, в Liana не нужно искать оптимальную позу или перестраивать регулировки при смене режима движения. Езда по трассе с крейсерской скоростью или по Боровой - почти "легковая" посадка за рулем Liana обеспечивает вполне достойный уровень комфорта и при длительном путешествии, и когда есть необходимость и возможность активной "рулежки" с перехватом. Кстати, Suzuki Liana, в отличие от большинства конкурентов, изначально ощущается как более легковая модель, с соответствующей "корректировкой" посадки водителя и "архитектуры" салона вообще. Но это не значит, что пространства в салоне мало: при таком, практически однообъемном, силуэте по запасу внутреннего пространства Suzuki Liana мало в чем уступает сопоставимым по размерам минивэнам полувагонной компоновки.
Автомобиль выпускается только в пятиместном варианте, как Renault Scenic и Mazda Premacy, но при желании его можно было бы, в ущерб комфорту задних пассажиров, сделать и семиместным - длина и компоновка позволяют. Впрочем, превращать такой великолепно настроенный автомобиль в семиместное подобие микроавтобуса уже было бы излишним, ведь тем и хорош Suzuki Liana, что представляет собой наиболее удачный "переходной" вариант между обычной легковой моделью и полноценным минивэном. И многие из будущих покупателей этого автомобиля наверняка предпочтут его именно за то, что за рулем японского микроминивэна совершенно не возникает комплекса неполноценности и "недосказанности", присущего всем пассажирским моделям однообъемной компоновки. И об этом поподробнее.
Liana, ввиду того, что она как минимум на сотню килограммов легче своего основного конкурента Renault Scenic, в процессе вождения ощущается как хорошо "заточенный" легковой автомобиль гольф-класса. Можно даже сказать, как спортивная версия легкового автомобиля. Если бы под капотом стоял 2,0- или хотя бы 1,8-литровый двигатель, на эту машину не зазорно было бы повесить шильдик "GTI". Резвый разгон, чуткое рулевое управление, устойчивость - все эти показатели у Liana находятся на уровне хорошего спорткупе, даже если принять во внимание, что у него куда более высокий центр тяжести.
При желании и, естественно, при наличии соответствующего опыта машину можно заставить пройти поворот в управляемом заносе - покрышки цепляются за дорожное покрытие до последнего, но предел их сцепных свойств наступает гораздо раньше, чем Liana толком накренится. В немалой степени такому "горячему" стилю вождения способствует и "острота" рулевого управления - от упора до упора менее двух оборотов, поэтому даже на "змейке" можно активно рулить без перехватов. И чем выше скорость, тем больше Liana уподобляется легковому автомобилю: когда на спидометре "сотня", а под колесами относительно ровный асфальт, данный микроминивэн по уровню комфорта мало чем отличается от машин среднего класса
Единственно, что не понравилось - плохая шумоизоляция колесных арок. Вылетевший из-под колеса камешек цокнул с таким звуком, будто попал в пустое ведро. Ну, может быть, и не так громко, но на фоне абсолютной тишины, царящей в салоне Liana при движении на крейсерской скорости, он показался недопустимо громким. Ко всему остальному претензий не возникло: как по удобству посадки, так и по ходовым качествам Liana показалась мне вполне "взрослым" автомобилем, а "детские болезни" (таким термином автопроизводители именуют конструкторские недоработки в новых моделях) мною не обнаружены. Да и было бы удивительно, если бы это оказалось иначе: Suzuki Liana сделан на базе уже давно зарекомендовавшей себя модели Baleno. Поэтому шасси и двигатель этого автомобиля уже лишен "детских болезней". Новинка позаимстовала у Baleno практически все, поэтому для нее также предлагается полноприводная трансмиссия с подключаемым при помощи многодискового сцепления приводом задних колес.
Минивэны, в том числе и такого "колибра", как Suzuki Liana, в наших краях еще очень большая диковинка. Большинство воспринимает их либо как утилитарный транспорт, либо, в лучшем случае, как машину для женщин. Поломать такие устои в одночасье не получится, но с появлением таких моделей, как Suzuki Liana, это становится все реальнее. Красивые автомобили, независимо от "классовой" принадлежности, всегда пользовались хорошим спросом, и наглядным тому примером является Chrysler PT Cruiser. Но до этого времени большинство покупателей, решившихся на покупку более универсальной, чем обычный седан или хэтчбек, модели, вынуждены были мириться с более чем спокойным "характером" микроминивэнов. И если мощные и динамичные модели выпускались, то найти микроминивэн с хорошей управляемостью было делом довольно непростым. Теперь гораздо проще: появился Suzuki Liana - легкий минивэн с "острыми" настройками рулевого управления и подвесок, позволяющий не только перевозить все семейство с обширной поклажей, но и при случае устроить хороший "оттяг" на извилистой трассе. Так что дело теперь только за вами...
Субъективное мнение:
(+) Продуманная эргономика рабочего места водителя, "острое" рулевое управление, вместительный салон и багажник.
(-) Недостаток крутящего момента на низких оборотах, плохая шумоизоляция колесных ниш.
Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фото автора
P.S. Редакция выражает благодарность официальному дилеру Suzuki в РБ автосалону "Suzuki-Континенталь" (тел. 264-13-46) за предоставленный для теста автомобиль. |
|
|