Как и в предыдущих исследованиях стоимости владения, мы ориентируемся на стоимость плановых работ, указанных в сервисной книжке. Для того чтобы определить цену ремонта, мы опрашиваем одного из московских дилеров марки (он выбирается случайным образом). К стоимости стандартного ТО мы прибавляем затраты на регулярную замену расходных материалов - свечей, тормозных колодок (и передних, и задних), фильтров и т.п. При этом в наши данные не входят стоимость элементов подвески, замена жидкостей и т.п., так что реально цена ремонта может оказаться выше. Полученный результат отражен в табл. 1, чтобы потенциальный покупатель мог спланировать затраты на регулярное обслуживание в зависимости от пробега автомобиля. В табл. 2 мы указываем стоимость обслуживания, приведенную к единому знаменателю - отметке в 100 тыс. км. Это значение так называемой 'золотой мили', которая и позволяет нам выявить победителя.
Таблица 1. Стоимость ТО для минивэнов
|
Гарантия, лет/огранич. по пробегу, тыс. км |
|
|
|
Межсервисный пробег, тыс. км |
|
|
|
|
ТО-0* |
ТО-1 |
ТО-2 |
ТО-3 |
ТО-4 |
ТО-5 |
ТО-6 |
ТО-7 |
ТО-8 |
ТО-9 |
ТО-10 |
Итого |
ВАЗ-2120 "Надежда" |
2/35 |
10 |
$156* |
$164 |
$210 |
$203 |
$254 |
$153 |
$336 |
$176 |
$233 |
$203 |
$254 |
$2342 |
Chrysler Voyager |
2/без огр. |
12 |
- |
$157 |
$192 |
$244 |
$350 |
$244 |
$279 |
$157 |
$350 |
- |
- |
$1973 |
Chrysler Grand Voyager |
2/без огр. |
12 |
- |
$157 |
$262 |
$244 |
$420 |
$244 |
$349 |
$157 |
$420 |
- |
- |
$2253 |
Citroen C8 |
2/без огр. |
20 |
- |
?140 |
?227 |
?227 |
?487 |
?140 |
- |
- |
- |
- |
- |
?1221 |
Citroen Xsara Picasso |
2 / без огр. |
15 |
- |
?110 |
?239 |
?105 |
?412 |
?98 |
?412 |
?89 |
- |
- |
- |
?1465 |
Ford Focus C-Max |
2/100 |
20 |
- |
?92 |
?250 |
?184 |
?250 |
?92 |
- |
- |
- |
- |
- |
?868 |
Ford Galaxy |
2/100 |
15 |
- |
?107 |
?322 |
?107 |
?414 |
?107 |
?322 |
?107 |
- |
- |
- |
?1486 |
Honda FR-V |
3/100 |
15 |
- |
$210 |
$386 |
$300 |
$751 |
$210 |
$606 |
$210 |
- |
- |
- |
$2773 |
Hyundai Matrix |
5/120 |
15 |
$119** |
$225 |
$336 |
$235 |
$622 |
$202 |
$405 |
$202 |
- |
- |
- |
$2346 |
Hyundai Trajet |
5/120 |
15 |
$130** |
$245 |
$361 |
$254 |
$707 |
$217 |
$538 |
$217 |
- |
- |
- |
$2669 |
KIA Carens |
5/120 |
10 |
$102* |
$159 |
$261 |
$239 |
$342 |
$350 |
$429 |
$159 |
$342 |
$239 |
$330 |
$2952 |
KIA Carnival |
5/120 |
10 |
$132* |
$196 |
$263 |
$308 |
$443 |
$743 |
$628 |
$197 |
$443 |
$308 |
$810 |
$4471 |
Mitsubishi Grandis |
2/без огр. |
15 |
- |
$210 |
$513 |
$220 |
$886 |
$210 |
$708 |
$250 |
- |
- |
- |
$2997 |
Opel Zafira |
2/100 |
15 |
- |
$178 |
$356 |
$229 |
$757 |
$178 |
$406 |
$178 |
- |
- |
- |
$2282 |
Peugeot 807 |
2/без огр. |
20 |
- |
$148 |
$383 |
$234 |
$383 |
$148 |
- |
- |
- |
- |
- |
$1296 |
Renault Scenic/Grand Scenic |
2/без огр. |
15 |
- |
?139 |
?295 |
?129 |
?757 |
?129 |
?355 |
?129 |
- |
- |
- |
?1933 |
Volkswagen Touran |
3/100 |
15 |
- |
$262 |
$482 |
$350 |
$824 |
$332 |
$674 |
$332 |
- |
- |
- |
$3256 |
Volkswagen Sharan |
3/100 |
15 |
- |
?146 |
?530 |
?146 |
?652 |
?304 |
?696 |
?146 |
- |
- |
- |
?2620 |
*Проводится при пробеге 1-2 тыс. км (подробнее см. в сервисной книжке).
** Проводится при пробеге 7,5 тыс. км.
По уже сложившейся традиции помимо иномарок мы оцениваем и их отечественные аналоги. Если 'Волга' в своем классе, в рейтинге машин среднего класса, заняла место в середине, то Lada-110 в гольф-классе оказалась на достаточно высокой четвертой позиции. На сей раз другому представителю ВАЗа - минивэну 'Надежда' не повезло: выпускаемая на опытно-промышленном производстве машина заняла лишь десятое место из 18 участников, а ее 'золотая миля' оказалась почти в два раза - без малого на $1100 - больше, чем у 'десятки'. Объясняется это, впрочем, просто. 'Надежда' построена на платформе 'Нивы', автомобиля, которому более 25 лет от роду. Соответственно устаревшая конструкция подразумевает сложность и, следовательно, большую трудоемкость по времени (и по деньгам) обслуживания. Как явствует из прейскуранта дилеров, ТО переднеприводных моделей 'АвтоВАЗа' намного дешевле, чем их заднеприводных предков. Заметим, однако, что 'Надежда' - единственный в нашем списке полноприводной минивэн. И цена его обслуживания эквивалентна стоимости ТО для 'Нивы' от 'АвтоВАЗа' (Chevrolet Niva, которая производится в соседнем здании, где располагается СП 'GM-АвтоВАЗ', в обслуживании гораздо дороже). Впрочем, 'Нива', наряду с другим российским джипом - UAZ Hunter, примет участие уже в следующем исследовании, посвященном оценке стоимости владения внедорожниками, и тогда по этому показателю, видимо, окажется более или менее способной конкурировать с импортными аналогами.
Таблица 2. 'Золотая миля' минивэнов
(Цены приведены по курсу ?1 = $1,2; $1=28,6 руб. в пересчете на 100 тыс. км пробега)
Ford Focus C-Max |
$1042 |
Peugeot 807 |
$1296 |
Citroen C8 |
$1465 |
Citroen Xsara Picasso |
$1674 |
Ford Galaxy |
$1698 |
Chrysler Voyager |
$2055 |
Opel Zafira |
$2173 |
Renault Scenic / Grand Scenic |
$2209 |
Hyundai Matrix |
$2234 |
ВАЗ-2120 "Надежда" |
$2342 |
Chrysler Grand Voyager |
$2347 |
Hyundai Trajet |
$2542 |
Honda FR-V |
$2641 |
Mitsubishi Grandis |
$2854 |
KIA Carens |
$2952 |
Volkswagen Sharan |
$2994 |
Volkswagen Touran |
$3101 |
KIA Carnival |
$4471 |
Уже знакомого с нашими предыдущими исследованиями читателя абсолютно не удивит итоговое положение большинства марок. Все как всегда: самый дешевый - Ford, близки к нему - Citroen и Peugeot, отстает Opel. Hyundai оказывается доступнее 'родственного' KIA, который, несмотря на низкую стартовую (за покупку) цену, в обслуживании относится к самым дорогим моделям на рынке. 'Японцы' из Honda и Mitsubishi расположились ближе к нижней части таблицы, где обязательно присутствует Volkswagen - 'народный' автомобиль все больше отдаляется от народа по доступности ремонта. Впрочем, наметанный глаз наверняка подметит любопытные детали.
По большому счету, автомобилей категории минивэнов в России не так уж много. Некоторые компании в принципе не везут к нам свою продукцию. Это, в частности, касается SEAT (Alhambra, 'клон' VW Sharan и Ford Galaxy), FIAT (Multipla и Ulysse).
Продажи тех машин, что присутствуют в нашем списке, также относительно малы. Однако внутри самой категории следует тем не менее выделить сегмент компактвэнов. По итогам прошлого года, этих машин было продано всего 3,1% от общего рынка иномарок, а собственно минивэнов и того меньше - лишь 0,7%. Более или менее хорошие показатели здесь у автомобиля KIA Carnival, который собирают в Калининграде, - в прошлом году продано почти 1000 машин. При этом в основном покупателями этого автомобиля стали госструктуры (им положено приобретать российское, даже если машине в нашей стране только 'колеса прикручивают'), а также поддерживаемые властями таксомоторные компании. Неплохо продавался вышедший на рынок в середине года Grandis (без малого 500 автомобилей). По старой памяти покупали VW Sharan (172), продажи же остальных машин не превысили и сотни. Среди компактвэнов в лидерах были Ford Focus C-MAX (почти 3000 машин), снятый ныне с производства Mitsubishi Space Star (более 2000 автомобилей) и Hyundai Matrix (почти 1800 машин). Дальше с большим отрывом идет Opel Zafira, едва не добравшийся до 1000.
Именно лидер продаж - Ford Focus C-MAX - и победил в нашем рейтинге. Как и в предыдущих исследованиях, мы отмечаем сервисную политику компании, предлагающую единые цены, которые оказываются конкурентоспособнее, нежели у других участников рынка. При этом возможность заработать есть и у дилеров, активно стремящихся получить право торговать Ford. Результат в $1042 за 'золотую милю' был бы конкурентным и в сегменте легковых автомобилей гольф-класса, на платформе которого и был построен C-MАХ. Между тем он вошел в пятерку самых дешевых в обслуживании автомобилей, уступая только Ford Focus (мы рассматривали автомобиль первого поколения), уже не продающемуся у нас Ford Ka и Nissan Almera. При этом C-MАХ лишь на два доллара за 'золотую милю' опередил еще один Ford - Fiesta и его соплатформенника Fusion.
Места вверху списка также по традиции достались 'французам'. По сути не отличающиеся друг от друга Peugeot 807 и Citroen C8 в очередной раз показали хорошие результаты. При этом французская пара опередила Ford Galaxy - первый Ford, не сумевший стать победителем в этом сегменте.
В свою очередь С8 опередил младшего брата Xsara Picasso - обычно все-таки большие минивэны в обслуживании дороже компактвэнов. Здесь же победа С8 достигнута за счет меньших межсервисных интервалов. Для Xsara Picasso, более старой модели, он составляет 15 тыс. км, а для более свежего С8, как и для всех Citroen с цифровым индексом, - 20 тыс. км. И хотя каждое ТО на С8 оказывается дороже, по цене 'золотой мили' он все-таки впереди.
В меру недешевой, как и другие Opel, оказалась Zafira. Но если в других рейтингах Opel занимал места в середине, то в соревновании минивэнов у него твердая седьмая позиция, выше средней.
Основной оппонент Opel Zafira на европейском рынке - Renault Scenic, предлагаемый в двух модификациях: пяти- и семиместной (Grand Scenic). При этом цены на ТО для них одинаковы, оба Renault с результатом в $2209 за 'золотую милю' занимают восьмое место. Обратный пример - Chrysler Voyager, который имеет также две модификации. Большая машина в обслуживании, что логично, оказывается дороже. И если обычный 'путешественник' имеет 'золотую милю' в $2055, занимая шестое место, то его старший брат открывает вторую десятку ($2347).
Grand Voyager всего пять долларов на 'золотую милю' уступает единственному отечественному автомобилю в этом списке - ВАЗ-2120 'Надежда'. Объяснение этому простое. Обычно автопроизводители делают минивэны на платформе легковых автомобилей. ВАЗ пошел по иному пути и сделал свой минивэн на базе полноприводной 'Нивы'. А эта машина - одна из самых дорогих в обслуживании среди отечественных, так как требуется постоянный контроль и замена жидкостей агрегатов, обеспечивающих полный привод. И даже регулярные ТО (без скидок на отечественное качество) на пробеге в 100 тыс. км обойдутся дороже, чем у девяти иностранных одноклассников.
Девятое и двенадцатое места занимают минивэны от Hyundai. Как и полагается, маленький Matrix в обслуживании дешевле (на $300) большого Trajet, то есть каждое ТО Matrix стоит в среднем на $45 меньше, чем для его семиместного собрата Trajet.
Ближе к более дорогим аналогам новые японские минивэны. Семиместный Mitsubishi Grandis обходится дороже шестиместной Honda FR-V. Среди автомобилей гольф-класса, наоборот, марка с тремя бриллиантами была дешевле. Как-то будет при рассмотрении паркетников и внедорожников, где позиции обеих марок традиционно сильны?..
В конце списка - Volkswagen и KIA. Для следящих за рубрикой это не сюрприз. KIA требует более частого обслуживания, чем любой иностранный автомобиль: через каждые 10 тыс. км плюс ТО-0 при пробеге 1-2 тыс. км. При сопоставимой с остальными машинами стоимости каждого заезда в сервис в итоге у KIA набегает больше всего. Компактвэн Carens на сей раз оказался четвертым
с конца, лишь немного не дотянув до 'золотой мили' в $3000, а Carnival, который, кстати, собирают в России на калининградском заводе 'АВТОТОР', даром что 'отечественный' автомобиль, оказался самым дорогим. Его обслуживание до 100 тыс. км обойдется без малого в $4500.
На этом фоне традиционно недешевые дилеры Volkswagen выглядят едва ли не демпингующими.
Два минивэна этого немецкого производителя - Sharan и Touran - заняли соответственно шестнадцатое и семнадцатое места, показав при этом неплохой результат: примерно $3000 и $3100 за 'золотую милю' соответственно. Более старый Sharan оказался дешевле современного минивэна, построенного на базе Golf пятого поколения. В то же время VW Sharan и Ford Galaxy, по сути своей одинаковые автомобили, выпускаемые на одном заводе в Португалии, разделяют в итоговой таблице не только десять конкурентов, но и, что немаловажно, почти $1300, то есть обслуживать Sharan едва ли не в два раза дороже, чем Galaxy. Впрочем, на Франкфуртском автосалоне компания представила новый Galaxy. Возможно, будет проведена определенная работа по удешевлению его сервисного обслуживания. Во всяком случае, межсервисный интервал должен достичь стандартных 20 тыс. км, а не 15 тыс. км, как сейчас, и тогда новый Ford Galaxy вернет первенство в классе.
Таблица 3. Самые недорогие в обслуживании автомобили
Ford Ka |
$842 |
Ford Focus I |
$953 |
Nissan Almera |
$992 |
Ford Focus C-Max |
$1042 |
Ford Fiesta/Fusion |
$1044 |
Peugeot 206 |
$1060 |