До последнего времени считалось, что 'разводы' водителей через провоцирование
ДТП остались в прошлом. Мол, сегодня преступность сменила китайские 'адидасы' на
дорогие костюмы, а вчерашние бандиты из темных подворотен пересели в офисы и 'Мерседесы'. Но, как показывает практика российских дорог,
картина совсем иная. В сегодняшнем материале мы разберем несколько случаев,
когда можно попасться на крючок автомошенников.
На дороге
Итак,
'подстава' первая. Происходит непосредственно на дороге в процессе движения и
может быть 'разыграна', по меньшей мере, в трех вариантах. Самый простой
рассчитан на элементарную водительскую невнимательность. Для этого злоумышленник
выбирает участок дороги с плотным движением (может вблизи перекрестка), где
внезапное торможение одной из машин - дело вполне обычное. После выбора 'жертвы'
злоумышленник занимает место прямо перед идущим авто и, выбрав момент, когда
жертва отвлечется, резко тормозит. Бывает, что и отвлекать не надо. Достаточно
внезапно затормозить на желтый сигнал светофора, и столкновение обеспечено.
Может быть, мошенники и не знают всех правил дорожного движения, но пункт 9.10
как отче наш: 'Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди
транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также
необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения'. В 9 случаях
из 10 виновником ДТП 'назначается' водитель, который в момент столкновения
двигался. Жертва на крючке.
Второй вариант несколько сложнее, поскольку
кроме автомобиля-подставы есть автомобиль-'провокатор'. Дело обычно происходит
так. Ничего не подозревающая жертва едет в среднем ряду. Справа и слева,
исполняя роль эскорта, движутся два автомобиля. Не отставая, но и не ускоряясь.
Причем машина слева - 'провокатор', это, как правило, дорогая иномарка. Через
некоторое время водитель 'провокатора' дергает руль вправо. Естественная реакция
'жертвы' - уйти от столкновения. Она ищет спасения на правой полосе, где ее уже
ждет 'подстава'. Итог - ДТП с материальным ущербом. Виновного долго искать не
приходится.
Третий вариант. 'Подстава', двигаясь справа и чуть позади
жертвы, ждет момента, когда последняя начнет перестроение в правый ряд. С
началом маневра 'подстава' резко увеличивает скорость, подставляя крыло. Все
происходит настолько быстро и профессионально, что жертве провокации чаще всего
кажется, что действительно она виновата в происшествии. Вышеперечисленные
примеры в наше время уже стали классическими. Но креатив и здесь не стоит на
месте. В Екатеринбурге уже встречались случаи совершенно нового вида
мошенничества. Его можно осуществлять в центре города при наличии серьезных
автомобильных пробок, рядом с торговыми центрами и так далее. Главная
составляющая обмана в том, чтобы автомобильный поток двигался с небольшой
скоростью, около 10-20 км/час.
Смысл 'развода' состоит в следующем. На
дорогу выходит молодой человек, который двигается боком между припаркованными у
обочины машинами и едущим транспортом. То есть возникает ощущение, что парень
просто направляется к своему транспортному средству. При этом он разговаривает
по телефону. Именно по трубке сообщник, который снимает все это дело на
видеокамеру, и передает ему, в какой момент нужно сделать необходимое движение.
Само движение заключается в том, чтобы при появлении более-менее приличного
автомобиля выполнить якобы случайный маневр и налететь за едущую машину. При
этом мошенник задевает рукой зеркало, падает на капот и так далее: В общем,
возникает ощущение, что водитель сбил человека или совершил наезд. После этого
валяющийся на земле гражданин обычно говорит, что с ним все в порядке (это на
самом деле так - под одеждой спрятана защита) и уходит восвояси.
Автомобиль с перепуганным водителем спокойно уезжает дальше. Однако
примерно через 30-60 минут 'пострадавший' направляется в ближайшее отделение
милиции и пишет там заявление о том, что его сбила машина и даже есть
видеозапись этого происшествия. Естественно, раздается звонок водителю, которому
объясняют, что он сбил человека, нанес ему травмы и скрылся. И чтобы забрать
заявление из милиции, автовладельцу предлагают выплатить определенную денежную
компенсацию. Как избежать такой 'разводки'? Как обычно - быть внимательнее на
дорогах, обращать внимание на всех подозрительных людей и, конечно же, даже
после подобного мелкого наезда позвонить в милицию и сообщить о случившемся. При
этом делать звонок стоит даже после того, как пострадавший самостоятельно уйдет
с места события. Ведь в этом случае водителя уже не смогут обвинить в том, что
он скрылся с места ДТП.
Бывали случаи, что сама 'подстава' нарывалась на
неприятности. Екатеринбургские автолюбители рассказывают такую историю. Две
иномарки будто случайно не поделили полосу движения. Одна машина, что поменьше,
на подъеме решилась на обгон более скоростной и крупной 'тачки'. Столкновение
стало закономерным итогом такой наглости. И вот, из шикарной 'подставы' вылезают
три анекдотично больших мужчины и подходят ко второй иномарке. В той за
тонированными стеклами ничего не видно. И только когда один из хлопцев схватился
за ручку водительской двери с вопросом 'Ты че, б:?!', из 'виноватой' машины
вылез парень среднего телосложения, при костюме, в очках и... начал этих
мужичков просто бить. Ошарашенные, они валились один за другим. Десятки
автолюбителей стояли и смотрели на расправу, раскрыв рты. После небольшой
экзекуции молодой человек молча сел в машину и уехал. Конечно, действовать
подобными методами не стоит, но надо помнить, что мошенники часто сами сильно
нервничают и любые непредвиденные сложности основательно сбивают их с
толку.
Кто жертва?
Но вернемся к первоначальному разговору. Все
случаи объединяет несколько моментов. Во-первых, методика выбора жертвы.
Потенциальный 'лох' - это, как правило, человек робкий, законопослушный,
которого легко взять на испуг. В роли 'разводящих', напротив, выступают нехилые
парни 'с понятиями'. Находка для них - водитель, по каким-то причинам нежелающий
встречаться с ГИБДД, или 'торопыга', не имеющий времени на разбирательства по
всякому 'пустяку'. В этих случаях операция по отъему денег занимает считанные
минуты. После чего в ближайшей подворотне помятое крыло подставного авто
рихтуется обычным молотком, освежается краской из баллончика, и через полчаса
вымогатели вновь готовы выйти на охоту.
Что делать? С уголовной точки
зрения доказать противоправные действия со стороны мошенников почти невозможно.
Об этом надо помнить всегда, как и то, что действия вымогателей рассчитаны на
энергичный 'наезд' в первые секунды после столкновения. Вот здесь время играет
на жертву. Не стоит поддаваться ни на какие требования, которые, кстати, со
временем перерастают в уговоры. Пыл мошенников охладит ваше требование
продолжить разговор только после приезда сотрудников ГИБДД. И ни в коем случае
не отдавайте в залог никаких документов, не показывайте их, не говорите, где
живете-работаете, если не хотите превратить свою дальнейшую жизнь в пытку. Ясно,
что происшествие, какое бы оно ни было, всегда еще и травма душевная, но надо
взять себя в руки и тянуть время.
Впрочем, ситуация может повернуться
как угодно. К примеру, узнав, что авто застраховано, мошенники со своего
мобильного телефона звонят, якобы, в страховую компанию жертвы. После этого
передают 'виновнику' телефон, и человек, представившийся сотрудником страховой
компании или аварийным комиссаром, узнает подробности, после чего заявляет, что,
так как вы оставили место ДТП, данное событие не является страховым случаем и
компания возмещать ущерб владельцу поврежденного вами автомобиля не будет. Далее
следует звонок якобы на станцию техобслуживания. В процессе разговора 'мастер'
оценивает затраты на ремонт -
обычно в размере от 1 до 3 тысяч долларов. Потом мошенники, после долгих
переговоров, согласятся на меньшую сумму, которую жертва заплатит на месте, или
убедят проехать домой или на работу за полной суммой, причем водитель на
автомашине уедет по срочным делам, а его пассажир поедет с вами на вашей машине.
После расплаты вам напишут расписку о том, что претензий к вам по поводу ДТП не
имеют, причем левой рукой, указав 'липовые' номер поврежденной машины и
фамилию.
Позвоните в милицию
Чтобы не стать жертвой подобного
мошенничества, как правило, достаточно вызвать по телефону '02' сотрудников
ГИБДД, причем обязательно со своего телефона или телефона посторонних лиц, не
слушая уверений мошенников, что у них звонки бесплатные или что вас лишат
водительских прав за оставление места ДТП. Запишите марку, номер, цвет
автомашины, попросите предъявить документы на автомашину и водительские права
или паспорт водителя, перепишите их. Отказ предъявить документы - лишнее
свидетельство того, что вас хотят обмануть. Убедившись, что вы проявляете
настойчивость, мошенники скроются.
Если вас остановили в пустынном месте
и вы опасаетесь физического воздействия со стороны преступников, а вызвать
милицию возможности нет, соглашайтесь заплатить требуемую сумму. И, сославшись
на то, что денег с собой нет, везите одного из них либо до первого встречного
наряда милиции, либо к знакомым, которые помогут справиться с ситуацией. Если во
время общения с мошенниками возникает возможность задержать их вместе с
автомашиной (например, силами проезжающего экипажа ГИБДД), то вашего заявления и
обследования обеих машин будет достаточно для привлечения их к уголовной
ответственности по ст. 159 УК РФ (мошенничество). При обращении в страховую
компанию за возмещением за поцарапанное крыло сообщите в службу безопасности
сведения об используемой мошенниками автомашине и приметах преступников. В любом
случае, мошенники прекрасно знают, что любой квалифицированный инспектор ГИБДД
сразу отличит 'подставу' от настоящего ДТП. И все же лучшим советом будет
пожелание не допускать самой возможности провокации. Соблюдайте правила
дорожного движения, будьте предельно осторожны при перестроении и перед
перекрестками, особенно на оживленных трассах, - вот и все, что требуется от
водителя. И еще - остерегайтесь автомобилей с мятыми левыми бортами.
Теперь о мошенничествах в стационарных условиях. Нарваться на
вымогателей здесь можно так же легко, как и на дороге. Будущая жертва порой сама
роет себе долговую яму. Вот один случай. Очень уважаемый автолюбитель,
профессор, владелец еще нестарой 'Тойоты Спринтер', не заметил, как его машину
где-то слегка помяли. Своим горем он поделился с директором автостоянки, на
которой постоянно ночевала его машина. 'Вах! Какие проблемы, дорогой! - отвечал
его директор, - все рэшим, спи спокойно'. И, действительно, уже ночью нашего
преподавателя подняли с постели с радостным известием: дескать, нашли человека,
который 'надругался' над его авто. Находится тот в сторожке на стоянке под
усиленной охраной. Когда ученый муж пришел на стоянку, перед его глазами
предстала картина уже другого насилия. Морального. Директор и пара охранников
прессинговали нетрезвого парня, вменяя ему в вину то, что это он якобы помял
дверь преподавательского 'Спринтера'. Итогом было то, что под страхом каких-то
неосуществимых кар парнишка подписал бумагу, повесив на шею долг в сотню
долларов. В принципе, ситуация понятна - жертвой здесь оказался подвыпивший
водитель, а профессора использовали 'вслепую' в качестве 'подставы'.
Вообще-то действия директора стоянки, охранников и преподавателя
подпадают под деяния Уголовного кодекса - создание преступной группы с
последующим преступлением в виде мошеннических действий или, еще того хуже, -
вымогательства. Подобный 'развод' - дело достаточно распространенное. Дабы
избежать неприятностей, важно помнить два правила. Первое и самое главное:
употреблять алкоголь за рулем - себе дороже. И второе: никогда не ставьте машину
в отдельную ячейку, как бы вас ни уговаривал 'стоянщик'. Кстати, преподаватель
был все-таки наказан. Не прошло и года, как 'Спринтер' у него угнали.
В
салоне
Для многих покупка машины - праздник. Однако приятные хлопоты
могут легко омрачить нечистоплотные продавцы автомобилей. Чтобы суть разговора
стала более понятна, обратимся, опять же, к случаю. В середине мая этого года
одна семья решила обзавестись 'Волгой-3110'. Обзвонив десяток автосалонов,
выбрали один, более подходящий. По телефону менеджер объявил цену за ГАЗ-3110 в
исполнении 'люкс' - 7200 долларов. Через час потенциальные покупатели были в
автосалоне в полной готовности купить машину за 7200 'баксов'. Но продавец
разочаровал: - Видите ли, практически все автосалоны по телефону называют
заниженную цену, чтобы привлечь покупателей, - оправдывался менеджер. -
Интересующий вас автомобиль стоит не 7200, а 7800 по курсу ЦБ. При пересчете на
российскую валюту получилось 226 200 рублей. Впрочем, к непредвиденным тратам
семейство оказалось готово и согласилось на 7800. Тогда менеджер попросил внести
предоплату в размере 6500 рублей и дать для оформления паспорт. С этого момента
началось самое интересное. Через десять минут все документы были готовы. Но
покупателей шокировала цена - 249 000 рублей, что на 22 800 рублей больше
объявленной перед внесением предоплаты.
- Нет, по такой цене мы не будем
брать автомобиль, - пошли на попятную покупатели. - Верните нам внесенную
предоплату. - Так дела не делаются, - возразили представители автосалона. - Вы
вправе отказаться, но документы уже оформлены на вас, и мы не собираемся
возвращать вам 6500 рублей. Далее разговор перетек в плоскость нецензурной брани
- продавцы начали практически поливать матом покупателей, те в ответ тоже за
словом в карман не лезли. Когда последние осознали сложившееся положение, они
пошли на уступки и приняли грабительские условия автосалона. Дабы уж совсем не
обижать клиентов, продавцы великодушно скинули 10 000 рублей. По словам общества
защиты прав потребителей, такая схема обмана покупателей нынче в ходу у
автосалонов. В Екатеринбурге это, конечно, не на каждом углу. А, к примеру, в
Москве такое мошенничество уже давно в моде.
В подобных случаях
нарушаются права потребителей на достоверную информацию о товаре. Закон РФ 'О
защите прав потребителей' устанавливает, что продавец обязан предоставлять
потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, в том числе его цене,
обеспечивающую возможность правильного выбора. Потребитель может потребовать
полного возмещения убытков, причиненных в связи с предоставлением ложной
информации, а также компенсацию морального вреда. Однако, как правило, убытки
заключаются только в расходах на проезд до автосалона, и большинство покупателей
закрывают на это глаза. В таких случаях 'разведенные' автолюбители должны не
медлить и подать жалобу в Федеральную службу по защите прав потребителей. Вообще
какие-либо деньги можно вносить только на основании письменного договора или
иного официального документа, заверенного печатью организации, в котором четко
указаны данные автомобиля, его комплектация и цена. Если вас обязывают внести
предоплату без надлежащего оформления, следует насторожиться - это, скорее
всего, мошенники. Лучше потерять время и приобрести машину в другом месте, чем
идти на риск быть 'кинутым'. Если вы столкнулись с похожей на приведенный случай
ситуацией, можно взыскать понесенный ущерб, ведь у продавца имеется прайс-лист,
где значится цена данного автомобиля. Этот 'прайс' вкупе с показаниями
свидетелей послужит доказательством обмана со стороны автосалона.
Как
обмануть страховщиков: вредные советы
И напоследок. Около двух лет назад
банки и страховые компании столкнулись с новыми видами мошенничества -
автомобильными. К примеру. При покупке автомобиля в кредит его обязательно
страхуют, в том числе и от угона. Далее новый владелец отгоняет авто
перекупщику, а в милицию подает заявление об угоне. От посредника бывший
владелец получает до 30 процентов от стоимости машины. При этом важно, чтобы у
хозяина автомобиля были оба комплекта ключей, которые бы свидетельствовали, что
машину именно угнали, а не отобрали разбойники. Тогда у страховой компании одним
поводом отказать в получении страховки будет меньше. Получив деньги от
преступников, владелец получает еще, согласно договору с банком, и новую машину.
Из милицейской статистики известно, что раскрываются такие преступления крайне
редко. Подобные махинации заставляют банки держать достаточно высокие требования
и проценты по потребительским кредитам.
Что же касается афер, связанных
с полисами обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), то
кроме 'классической' схемы, когда преступники, подставляя свой автомобиль,
получают деньги не с якобы виновного, а с его страховой компании, существует ещё
ряд методов незаконного получения денег. Относительно недавно появилась
'немецкая схема'. Мошенничество полностью скопировано с той, которую в свое
время предложили бюргерам выходцы из России. В Германии содержать автомобиль
старше пяти лет экономически невыгодно: слишком высокие налоги на подержанные
машины, большие эксплуатационные расходы и т.д. Продать такую машину в стране
тоже проблематично, поэтому остается одно - сдать ее в утиль, причем и это не
бесплатно. Предприимчивые россияне предложили немцам 'покупать' у них автомобили
за треть от их стоимости по следующей схеме. Получив деньги, хозяин передавал
покупателю документы на машину, ключи. Иномарка спокойно пересекала границу,
таможилась, обзаводилась новым хозяином в Москве. А спустя три месяца несчастный
владелец прибегал в свою страховую компанию, хватался за сердце и писал
заявление, что у него угнали его любимицу. Получив возмещение и добавив еще
денег, он покупал себе новую машину. Сейчас в Интернете появилась целая куча
объявлений о покупке дорогих престижных иномарок по 'немецкой схеме'. Правда,
причины, толкающие наших автовладельцев на такую схему и все вышеперечисленные,
- не высокие налоги, а мечта о другом, новом автомобиле.