Кстати, бизнес этот очень выгодный: цена жертвы наводнения примерно вдвое ниже, чем у обычного автомобиля. Скажем, хорошенько вымоченный Toyota Land Cruiser 2003 года выпуска c кожаным салоном, климат-контролем - в общем, в максимальной комплектации предлагают всего-то за $15-20 тысяч. В то время как в нормальном состоянии такой автомобиль стоит не менее $30-35 тысяч. А что мешает взять его там за смешные деньги и продать тут, но уже по нормальной цене, деликатно при этом умолчав о подводных приключениях транспортного средства? Да практически ничего! Ведь стоит профессионалу хорошенько поработать над затонувшим автомобилем, как отличить его от "сухопутного" будет весьма непросто.
Но все же стоит постараться и найти отличия, иначе новоявленный владелец через некоторое время столкнется с такими сюрпризами, что только и останется ему, что загнать автомобиль обратно в море и забыть навеки - дешевле будет. Дело в том, что влагу, коль скоро она туда попадет, удалить из скрытых полостей автомобиля будет практически невозможно. И через некоторое время электропроводка, электронные мозги автомобиля и все прочее с приставкой "электро", начнет глючить, а чуть позже и вовсе откажет навсегда. А поскольку в современных машинах электронная начинка тянет едва ли не на половину стоимости самого автомобиля, мало кто решится ее восстанавливать - тут гораздо проще скинуть весь автомобиль на запчасти, вернув таким образом хоть какие-то деньги.
Вдобавок ко всему вода, попавшая в недосягаемые человеку места, рано или поздно вызовет коррозию, в результате чего кузов благополучно начнет гнить изнутри. И это еще не все! Вода может разбавить масло в двигателе и коробке передач. Если его тут же не поменять (а кто будет этим заниматься со "сбрасываемой по-быстрому" машиной?), в нем всенепременно образуется эмульсия и мотор, особенно по наступлении холодов, может и должен "стукануть".
К слову: в США и Японии, например, бизнес по торговле "утопленниками" давно уже поставлен на широкую ногу - и там и там есть множество районов, время от времени подверженных наводнениям. В этих странах подобного рода порча автомобилей не является катастрофой и роковой неожиданностью, стоимость автомобиля хозяину компенсирует тот же страховщик, а затем автомобиль продается в специальных местах по значительно сниженной цене, но с пометкой flood. Все честно и понятно. "Зафлуженные" машины пользуются, кстати, постоянным спросом, ведь продается уже не кот в мешке. Покупатель прекрасно понимает, что он купил, и знает, что нужно сделать с автомобилем в первую очередь, как довести его до ума. Но это в США и Японии.
Так как же не нарваться на "утопленника"? Вот несколько простейших советов.
1. Запах сырости остается одним из главных и почти неистребимых признаков подмоченной машины. Несмотря ни на какую автокосметику, затхлость в салоне полностью не истребить. Опять же, если предлагаемый вам автомобиль буквально увешан "елочками" либо заставлен "коронами" или прочими "пахучками", стоит задуматься. Особенно подозрительно, когда такими штуковинами увешан не только салон, но и багажник. Поинтересуйтесь, какой это запах пытается скрыть от вас продавец?
2. На обивке салона после воды остаются с трудом выводимые разводы, а кожа становится более жесткой на ощупь и дубеет. Обратите на это внимание.
3. Ржавчина поражает прежде всего те элементы кузова, которые в нормальных условиях для влаги недоступны и потому не подвергаются антикоррозионной обработке. Например, металл под приборной панелью. Если там ржавчина, с машиной явно не все в порядке. Конечно же, далеко не каждый продавец с радостью согласится разбирать переднюю панель, но при желании убедить его можно. Иногда достаточно посветить фонариком под саму панель, даже не разбирая ее. Полностью выскрести остатки речной флоры и фауны из-под хитросплетения проводов практически невозможно, так что главное тут - смотреть внимательнее. Теперь загляните под сиденье: не ржавый ли каркас его подушки? Отогните резиновые уплотнители внутри салона и багажника: нет ли под ними речного песка или остатков ила?
4. Многое могут сказать о прошлом машины ее фары. Влага оставляет на зеркальной поверхности отражателя хорошо заметные пятна. А наличие у подержанного, но при этом не битого автомобиля абсолютно новых фар заставляет задуматься, зачем это их вдруг пришлось менять.
5. Запотевшая изнутри панель приборов - еще один повод для подозрений. Вообще, обязательно проверьте все электрооборудование автомобиля - кондиционер или климат-контроль, стеклоподъемники, дисплеи и контрольные лампы или приборы. Если продавец уверяет, что контрольная лампочка "всего лишь перегорела", а предохранитель поменять - "пять минут, и все заработает", не поленитесь и предложите проделать эту процедуру здесь и сейчас, благо много времени это не отнимет. Кстати, все побывавшие в воде электрические разъемы покрываются серым налетом - есть смысл обратить внимание и на это.
И еще один очень простой, но очень ценный совет.
6. Посмотрите по бумагам, в каком районе была зарегистрирована интересующая вас машина, и выясните, был ли этот район подвержен наводнению. Информация о затопленных местах общедоступна и сразу показывает, связываться с таким автомобилем или нет.
Если бдительность все же вас подвела и вы все-таки приобрели автомобиль-"утопленник", немедленно замените все эксплуатационные жидкости и фильтры. Также не помешает снять всю обшивку и обработать металл под ней антикоррозийными химикатами, а разъемы электропроводки - влагоотталкивающими составами. Кроме того, вам наверняка придется заменить все подшипники, большинство электронных блоков и плат, а также всевозможные электродвигатели. Которых, между прочим, только в одном кресле может быть больше дюжины.
Вообще-то, на сто процентов обезопасить себя от грядущих сюрпризов практически невозможно, ведь для этого придется полностью разобрать автомобиль, по винтику перебрать все детали и снова все собрать. Заниматься этим, скорее всего, не будет никто, да и стоимость такой работы наверняка будет сравнима со стоимостью автомобиля.
Впрочем, есть надежда, что подмоченных автомобилей будет не слишком много. Каждый, кто рискнет связаться с перепродажей "утопленника", ставит на кон не одну лишь репутацию, а и немалую сумму денег - автомобиль-то может умереть в самый неподходящий момент, еще до встречи с потенциальным покупателем, и пристроить его тогда можно будет разве что на свалку, да и то с оговорками. Другой вопрос, что некоторых "утопленников" не смогут опознать сами перегонщики. По их словам, такие машины уже поступали на рынок после наводнений прошлых лет: часть из них успели реализовать, а некоторые пришлось продавать на запчасти - с наступлением морозов полетели двигатели и автоматические коробки передач. Вообще, специалисты считают, что моченые машины продаются в основном через газеты, по частным объявлениям. Сколько времени они продержатся в продаже, не берется предсказать никто. Поэтому будьте бдительны и помните: вот уж где торопиться ни в коем случае не стоит, так это при покупке автомобиля. Больно уж дело это серьезное.
|