На этот раз объектами
краш-тестов, организуемых
независимой ассоциацией EuroNCAP,
стали минивэны, или MPV - Multi Purpose
Vehicles, многоцелевые транспортные
средства. Это семиместные
автомобили однообъемной
компоновки, вместительные,
обладающие широкими
возможностями по трансформации
салона и поэтому очень
популярные в качестве семейных
машин. Стоит ли говорить, что для
семейного автомобиля
безопасность пассажиров при
аварии особенно важна?
Как и в предыдущих сериях
испытаний EuroNCAP, когда объектами
исследований становились
легковые автомобили разных
классов, степень пассивной
безопасности минивэнов
оценивалась по результатам двух
краш-тестов - фронтального и
бокового. Остались неизменными и
условия испытаний. При
фронтальном краш-тесте
автомобиль на скорости 64 км/ч
направляется в специальный
деформируемый барьер, причем
удар приходится на 40% передка с
водительской стороны. А имитация
бокового наезда легкового
автомобиля производится с
помощью тележки массой 950 кг с
укрепленным спереди
деформируемым барьером, на
скорости 50 км/ч направляемой в
район средней стойки кузова.
Изменилось лишь отображение
результатов краш-тестов.
Вдобавок к "звездному"
рейтингу эксперты EuroNCAP теперь
вычисляют еще и три степени
безопасности, выраженные в
процентах, - при фронтальном
столкновении, при боковом и общую
оценку.
Конечно, особенности конструкции
минивэнов не могли не сказаться
на результатах краш-тестов. При
боковом ударе минивэны, в которых
пассажиры сидят намного выше,
нежели в легковых автомобилях,
имеют существенное преимущество
- и неудивительно, что степень
безопасности всех восьми
испытанных автомобилей в ходе
бокового краш-теста не
опускалась ниже 89%. А вот при
фронтальном столкновении
особенности полукапотной
компоновки минивэнов могут
сыграть с водителем и передним
пассажиром злую шутку - ведь
масса такой машины часто
превышает полторы тонны, а
передок, при деформации
поглощающий энергию
столкновения, у минивэнов
относительно короткий.
Так что обеспечить высокую
степень пассивной безопасности
минивэна при фронтальном
столкновении непросто. И если
одним конструкторам это удается
- как, например, создателям
минивэнов Renault Espace и Toyota Picnic,
удостоившихся у экспертов EuroNCAP
наивысшего четырехзвездного
рейтинга, - то американские
инженеры, проектировавшие Opel Sintra
(21% безопасности при фронтальном
ударе) и Chrysler Voyager (0%
безопасности!), наверняка уделяли
краш-тестам слишком мало
внимания...
При
боковом краш-тесте в
водительскую сторону
неподвижного автомобиля
на скорости 50 км/ч
направляется тележка с
укрепленным на ней
деформируемым барьером
Лобовой
удар по правилам EuroNCAP
происходит на скорости 64
км/ч, с 40-про- центным
перекрытием и о
деформируемый барьер
Renault Espace
Оценка уровня
безопасности Фронтальный удар 67%
Боковой удар 100%
Общая оценка 84%
Renault Espace:
сокращения жизненного
пространства почти нет,
нагрузки на манекены
невелики
Вслед за хэтчбеком Renault Megane,
который одержал победу в
серии краш-тестов
автомобилей гольф-класса,
триумфальное шествие
французской фирмы к лаврам
лидера в области пассивной
безопасности поддержал и
родоначальник европейских
минивэнов Renault Espace. При
боковом краш-тесте
единственное нарекание было
вызвано самопроизвольно
открывшейся водительской
дверью, на что представители
французской фирмы пообещали
устранить причину этой
неприятности.
При фронтальном ударе
замечаний было больше -
оценка снижена до 67%, в
основном, из-за возможных
контактов ног водителя с
деталями под рулевой
колонкой. Зато кузов и
системы безопасности
сработали отлично -
деформация обитаемого
отсека и перемещение рулевой
колонки внутрь салона были
невелики, водительская дверь
после испытания открылась
без проблем, а подушки и
ремни безопасности хорошо
защитили водителя и
переднего пассажира от
опасных нагрузок.
Renault
Espace 2.0 RTE Масса - 1520 кг
Renault Espace третьего
поколения появился в 1996
году. В стандартное
оснащение входят
подушки безопасности
для водителя и переднего
пассажира, передние
ремни с
преднатяжителями и
ограничители усилия на
ремнях всех остальных
сидений (ремень среднего
кресла второго ряда -
двухточечный).
Степень зашиты
высокая
достаточная
удовлетворительная
слабая
плохая
Toyota Picnic
Оценка уровня
безопасности Фронтальный удар 61%
Боковой удар 93%
Общая оценка 77%
Toyota Picnic:
деформация кузова
невелика, но ноги
водителя нуждаются в
лучшей защите
Toyota вновь подтвердила, что
не без оснований претендует
на звание лидера в области
пассивной безопасности
среди японских
производителей - минивэн
Picnic лишь немного уступил
победителю этой серии
краш-тестов.
При фронтальном ударе
деформация кузова была
невелика, подушки и ремни
сработали безупречно.
Правда, сварной шов между
моторным щитом и полом
разошелся, образовав в зоне
ног водителя 30-сантиметровую
щель. А опасность травм при
ударах о твердые детали
подстерегает не только ноги
водителя, но и колени
переднего пассажира.
Зато при боковом ударе была
отмечена лишь одна опасная
особенность - высокая
нагрузка на грудь
манекена-водителя.
Toyota
Picnic 2.0 GS Масса - 1450 кг
Toyota Picnic была
представлена на
европейском рынке в 1996
году. В стандартное
оснащение входят
подушки безопасности
для водителя и переднего
пассажира, передние
ремни с
преднатяжителями и
ограничителями усилия.
Ремни на всех остальных
сиденьях - с
ограничителями усилия.
Степень зашиты
высокая
достаточная
удовлетворительная
слабая
плохая
Mitsubishi Space Wagon
Оценка уровня
безопасности
Фронтальный удар 24%
Боковой удар 96%
Общая оценка 60%
Mitsubishi Space Wagon:
дверь водителя от удара
просто сложилась
Новейший Mitsubishi Space Wagon,
несмотря на выгодную с точки
зрения пассивной
безопасности компоновку с
относительно длинным
капотом, при фронтальном
краш-тесте спасовал. Кузов
оказался слабоват - стойка
лобового стекла ушла назад
на 13 см, водительская дверь
не выдержала нагрузки и
сложилась в проеме, а сварные
швы на полу кузова разошлись
в нескольких местах. Рулевая
колонка сместилась назад на
10 см, произошел контакт
головы манекена-водителя с
только раскрывающейся
подушкой безопасности, и
голова, шея и особенно грудь
манекена подверглись
довольно высоким нагрузкам.
Не миновала опасность травмы
груди и манекена-пассажира.
Кстати, при осмотре
автомобиля после испытания
эксперты не обнаружили
сколько-нибудь заметного
эффекта от срабатывания
преднатяжителей обоих
передних ремней
безопасности, которые и
призваны снижать нагрузку на
грудь.
При боковом краш-тесте был
зафиксирован неопасный
контакт головы манекена с
неразбившимся дверным
стеклом, а на незначительное
снижение оценки повлияла
только увеличенная нагрузка
на нижнюю часть туловища
манекена.
Mitsubishi
Space Wagon 2.4 GDI GLX Масса - 1570 кг
Mitsubishi Space Wagon последнего
поколения появился в 1998
году. Модель 1999 года в
качестве стандартного
оборудования оснащена
двумя подушками
безопасности и ремнями с
преднатяжителями.
Степень зашиты
высокая
достаточная
удовлетворительная
слабая
плохая
Opel Sintra
Оценка уровня
безопасности
Фронтальный удар 21%
Боковой удар 93%
Общая оценка 57%
Opel Sintra:
водитель зажат между
передней панелью и
сиденьем, руль отломан
от вала
Opel Sintra, разработанный для
европейского рынка
американскими
конструкторами корпорации GM
и собранный руками
американских рабочих, при
фронтальном краш-тесте по
правилам EuroNCAP потерпел в
буквальном смысле
сокрушительное поражение.
Водительская часть передка
от удара просто сложилась -
стойка лобового стекла ушла
на 36 см, сварные швы в районе
педального узла лопнули,
педаль тормоза была смещена
назад на 40 см. Но самую
печальную картину являла
собой рулевая колонка - еще
в процессе открытия подушки
безопасности торец рулевого
вала переместился в салон на
26 см назад и на 20 см вверх, а
рулевое колесо вообще
оказалось отломанным от
вала! При этом нагрузка на
шею манекена-водителя
превысила считающийся
смертельным уровень, поэтому
третья звезда в рейтинге
перечеркнута. Что касается
ног водителя, то голеням и
ступням грозит опасность
серьезных травм.
Единственный плюс здесь -
это наличие специально
предусмотренного
полистиренового блока под
панелью приборов, который
защищает колени водителя.
А при боковом краш-тесте были
отмечены повышенные
нагрузки на туловище
манекена - несмотря на
наличие боковой подушки
безопасности, которой Opel
снабжен единственным из
восьми испытанных минивэнов.
Opel
Sintra 2.2 GLS Масса - 1650 кг
Opel Sintra появился в 1996
году. В стандартное
оборудование входят две
передние и две боковые
подушки безопасности,
ремни с
преднатяжителями.
Степень зашиты
высокая
достаточная
удовлетворительная
слабая
плохая
Chrysler Voyager
Оценка уровня
безопасности
Фронтальный удар 0%
Боковой удар 89%
Общая оценка 45%
Chrysler Voyager:
сварные швы на полу
кузова лопнули в
нескольких местах
Несмотря на то, что картина
деформации кузова минивэна
Chrysler Voyager при фронтальном
краш-тесте выглядит не столь
драматично, как в случае с
его соплеменником от General
Motors, манекен-водитель здесь
пострадал еще сильнее. В
процессе деформации передка
рулевая колонка с
выстреливающей подушкой
безопасности отправилась
аккурат навстречу голове, и
бедняга получил сильный удар
в лицо и шею. Не защищены и
ноги - в районе ступней
лопнули сварные швы пола,
колени ударились о
неприкрытые детали в районе
рулевой колонки, а датчик в
левой "берцовой кости"
зафиксировал очень сильную
нагрузку. Тяжело пришлось и
манекену-пассажиру, который
испытал сильное давление от
лямки ремня. Оценка
экспертов - 0% безопасности!
При боковом краш-тесте
ситуация была куда лучше, но
89% - тоже самый низкий
уровень безопасности в
группе.
Chrysler
Voyager 2.5 TD Масса - 1800 кг
Chrysler Voyager последнего
поколения представлен в
Европе в 1996 году. В
стандартное
оборудование входят две
передние подушки
безопасности и ремни
первых двух рядов
сидений с регулируемыми
по высоте точками
креплений.