В список дополнительного оборудования Vaneo входит мультимедийная система, объединяющая телевизор, навигацию, телефон и CD-чейнджер
Два сиденья второго ряда можно 'переделать' в детские
А в комплектации Family в багажнике Vaneo устанавливаются два 'настоящих' детских сиденья
Оснащение Dog: в багажнике - клетка и пол с защитным покрытием
Оснащение Bike: на выдвижной платформе - кронштейны для крепления двух велосипедов
Краш-тест. Салон Vaneo почти не деформируется - даже на лобовом стекле ни одной трещины! Энергию удара эффективно поглощает двойной пол типа 'сэндвич'
|
Первый раз в новый класс
Snow, Surf, Bike, Dog, Carry - снег, серф, велосипед, собака, перевозка. Напоминает Маяковского... Но это - проза. За каждым словом - специальный пакет оснащения новейшего минивэна Mercedes-Benz Vaneo, который в модельной гамме фирмы занял пустующую нишу между миниатюрным Мерседесом А-класса и микроавтобусом V-класса.
Для знакомства с новым автомобилем журналисты приехали на греческий остров Крит, а полсотни новеньких, только что с конвейера, минивэнов Vaneo туда доставили на пароме.
Популярность минивэнов в Европе растет не по дням, а по часам. Если в 1998 году было продано 250 тысяч автомобилей этого класса, то прогноз на 2004 год - миллион! Mercedes не мог упустить лакомый кусочек рынка минивэнов, и поэтому еще в августе 1997 года было принято решение о создании минивэна на базе готового к производству А-класса. Через 44 месяца появились предсерийные автомобили, а 24 сентября 2001 года с конвейера в Людвигсфельде (Германия) сошел первый 'товарный' Mercedes Vaneo.
Уложиться в такие сжатые сроки конструкторам помогли не только современные методы проектирования, но и возможность использовать уже готовые решения, применяемые на А-классе. Так, для Vaneo не потребовалось новых двигателей: три бензиновых мотора мощностью от 82 до 125 л.с. и два турбодизеля (75 и 90 л.с.) позаимствовали у А-класса. Оттуда же и подвеска. Да и структура кузова похожа - двойной пол типа 'сэндвич' значительно повышает пассивную безопасность. В случае фронтального удара двигатель вместе с коробкой передач уходит вниз, сминая днище, а верхняя часть 'бутерброда' почти не деформируется, уберегая пассажиров. А еще это позволило сделать пол в салоне абсолютно ровным - для минивэна вещь очень актуальная. Тем более что Vaneo может быть и семиместным, и одноместным с соответствующим изменением объема багажного отделения от 150 до 3500 литров!
Вообще-то, изначально Vaneo - пятиместный автомобиль, в котором второй ряд сидений складывается по частям (в пропорции 60:40) или вовсе удаляется из салона. Но в комплектации Family (не путать с упомянутыми выше пакетами оснащения) в багажнике устанавливается еще два детских сиденья, рассчитанных на чад весом от 12 до 36 кг. При желании эти места, поджав колени, могут занять и взрослые - сам проверял. А ограничения по весу, скорее всего, связаны не с недостатком пространства, а все с той же пассивной безопасностью - в случае аварии трехточечные детские ремешки вряд ли смогут должным образом удержать взрослых. Впрочем, детей не обязательно прятать в багажнике: ребенка можно усадить на одно из сидений второго ряда, трансформировав его в детское. Или закрепить специальное детское сиденье на скобах стандарта Isofix.
Хотя Vaneo и 'вырос' из A-класса, эти автомобили не перепутаешь. Если от переднего бампера до центральной стойки еще и угадывается какое-то сходство, то дальше - ничего общего. Vaneo значительно длиннее и выше. Но главное, что вместо распашных дверей сзади стоят сдвижные, причем огромные, как на микроавтобусах: ширина дверного проема - 756 мм, а высота - 1210 мм! Даже на тесной парковке не будет никаких проблем с посадкой пассажиров. Пятая дверь тоже огромная, но поражает не столько размер, сколько высота окаймляющих ее фонарей - почти метр! Из-за них на задних стойках даже не осталось места для вытяжки системы вентиляции салона, поэтому 'жабры' разместили прямо в теле фонарей.
Сиденья по форме и фактуре обивки очень похожи на те, что стоят на А-классе. Правда, диапазон регулировок больше, а запас пространства над головой просто огромен! Комбинация приборов - тоже А-классовская. Да и руль похожий, и по форме, и по расположению.
Для Vaneo предусмотрены три уровня оснащения: самый простой - это Trend, средний - Family, и престижный - Ambiente. Vaneo Ambiente отличается легкосплавными колесами, кожаной обивкой руля и рычага переключения передач, отделкой передней панели 'под дерево', откидными подлокотниками на передних сиденьях и другими приятными мелочами. Большинство 'презентационных' автомобилей были с шильдиками Ambiente, да к тому же с разнообразным дополнительным оборудованием. Это люк с электроприводом, обогрев сидений, парктроник, круиз-контроль и мультимедийная система с навигацией, телевизором, телефоном и высококлассной аудиосистемой с CD-чейнджером. Именно такой, упакованный по полной программе автомобиль и достался мне на первом этапе тест-драйва. Бензиновый 125-сильный мотор (1,9 л) и коробка-'автомат' с ручным режимом Touchshift.
Накрапывал дождик, и меня предупредили, что во время дождя дороги на острове очень скользкие. Нашли чем пугать - в Москве уже морозец, а гололед-то куда страшнее обычного мокрого асфальта. Но при первом же торможении застрекотала АБС. Не зря предупредили! Небольшой дождь - и под колесами сало. Разгон - на комбинации приборов мигает желтый треугольник (это срабатывает traction-control), а в поворотах то и дело в управление вмешивается ESP (система стабилизации - в стандартном оснащении всех Vaneo).
Смотрю на карту - семидесятикилометровый маршрут проложен и по автобанам, и по горным дорогам. Но, глядя на извивающуюся по карте дорогу, я не испытываю никакого энтузиазма. Минивэн вряд ли позволит насладиться быстрой ездой по горным серпантинам, ведь не для этого минивэны. Впрочем, Vaneo оказался простым и понятным в управлении. В поворотах - очень скромные для высокой машины крены и на удивление хорошее 'чувство автомобиля'. Про А-класс - во всяком случае, 'дорестайлинговый' - такого не скажешь. И никаких намеков на опрокидывание. Видимо, скандал с переворотом А-класса пошел на пользу... И к работе ESP не придерешься - система позволяет почувствовать начало скольжений, но быстро их гасит, 'заправляя' Vaneo на дугу поворота.
Мощности двигателя в большинстве случаев хватает, но для восхождения по горному серпантину приходится то и дело прибегать к режиму kick-down, выкручивая мотор до максимальных 6000 об/мин. Представляю, каково придется Vaneo, если полностью его загрузить - 600 кг на борт - и в ту же горку...
Пятиступенчатый 'автомат' радует комфортными и в меру быстрыми переключениями передач. Если перейти в ручной режим, то можно менять моменты переключений, но никак не время процесса. Все манипуляции селектором 'автомата' отображаются на комбинации приборов, так что в режимах не 'заблудишься'.
Но к ездовому комфорту есть претензии. По хорошей дороге автомобиль идет идеально - тихо, без какой-либо раскачки. А на плохих участках, коих на Кипре немало, Vaneo жестко вздрагивает на неровностях. Похоже, что баланс настройки подвески смещен в сторону управляемости. Для меня это подарок, а для остальных?
На протяжении всего маршрута от меня не отставал дизельный Vaneo. Даже на крутых подъемах его большая трехлучевая звезда постояно маячила в зеркалах заднего вида. Пора и самому оценить возможности турбодизеля CDI 1.7 с непосредственным впрыском топлива. И впрямь, на средних оборотах тяговитый мотор обеспечивает практически ту же динамику, что и бензиновый на 'верхах'. Из-за этого дизель субъективно воспринимается как более 'легкий на подъем'. Но в пределе он, конечно, уступает бензиновому мотору, даже несмотря на то, что здесь механическая коробка. Зато как четко работает привод переключения передач - усилия, перемещения, избирательные движения близки к идеалу. Чуть толкнул рычажок, слегка коснувшись педали сцепления, - и все дела. А еще дизелек оказался довольно тихим - в салоне его почти не слышно, минимум вибраций, хотя снаружи он тарахтит куда громче, чем бензиновый мотор.
Все, привал. На площадке перед маленькой таверной стоят пять Vaneo различного назначения. Вот грузовой Carry со сложенными сиденьями и пластиковым коробом. Хочешь - грузи песок, хочешь - мешки с картошкой: салон останется чистым. Рядом стоит Dog - в багажнике смонтирована клетка для собаки, а на полу специальное покрытие. (В клетку посадили надувного пса. Похоже, на Крите мало собак. Так, попадались какие-то дворняжки, а породистых не встречал. Зато кошек - тьма. Даже в приличном ресторане из-под стола доносилось 'мя-я-яу' - дескать, все-то не уплетай, поделись с братьями меньшими.)
Еще одна комплектация - Surf - предназначена для любителей серфинга: доски размещаются на специальном выдвижном поддоне. А если крепеж рассчитан на лыжи, то это уже Vaneo Snow. Такой же поддон применяется в версии Bike - два велосипеда со снятыми передними колесами легко крепятся в багажнике. Все эти аксессуары можно установить на любой автомобиль, а можно получить их сразу при покупке машины.
Небо продолжало хмуриться. Чтобы не провести весь день под дождем, мы не стали следовать запрограммированному маршруту, проложенному по северной части острова, а отправились на юг, тем более что северное побережье отделяют от южного каких-то 50 км (в самом узком месте - всего 15 км).
Для путешествия на юг я выбрал бензиновый Vaneo 1.9 Ambiente c механической коробкой передач и автоматическим сцеплением. Рычаг переключения передач здесь обычный, но педалей всего две - газ и тормоз. Поворачиваю ключ, но мотор не заводится - для запуска нужно перевести рычаг в нейтраль и нажать на тормоз. Есть контакт! Теперь, не отпуская тормоз, включаю первую передачу и переношу правую ногу с тормоза на газ - автомобиль плавно и без задержки трогается с места. Если бы я сам орудовал педалью сцепления, вряд ли бы мне удалось исполнить это классическое упражнение лучше. Да и с рабочими переключениями система справляется прекрасно: электрогидравлический привод, получая команду от сенсоров, расположенных на рычаге переключения передач, быстро и четко включает и выключает сцепление. Попробовал быстро передергивать рычаг в спортивном режиме - никаких проблем. Главное, при переключении сбрасывать газ - это все же не кулачковая коробка передач. Система работает безупречно. Но зачем? Много ли найдется желающих приобрести Vaneo в такой комплектации? Ведь если водитель ленится выжимать сцепление, то неужели он захочет держаться за рычаг переключения передач? Пусть берет машину с обычным 'автоматом'.
Дождь кончился, и на южном побережье засияло солнце. Странно, что в этой части Крита, несмотря на благоприятный климат и прекрасные пляжи, почти нет больших отелей - все они на севере, рядом с крупными городами. Кстати, некоторые из этих городов существовали уже в третьем тысячелетии до нашей эры! А южная часть осваивалась позже. Здесь островитяне занимаются преимущественно сельским хозяйством - то тут, то там встречаются огромные теплицы, но под пленкой выращивают не огурцы с помидорами, а бананы.
Во многом успех Vaneo будет определяться ценой. Если покупателям вновь придется доплачивать за громкое имя, то на большие объемы продаж рассчитывать не стоит. Но есть надежда, что на российском рынке эти минивэны будут позиционироваться как коммерческие автомобили, а на них компания DaimlerChrysler в последнее время устанавливает специальные цены. Пока предполагается, что Vaneo будет стоить $25000-30000 в зависимости от комплектации. Неплохая альтернатива V-классу, за который приходится платить от $30000 до $55000.
Первая партия Vaneo придет в Россию в следующем году. Это будет пробный шар - для изучения потребительского спроса. Основные же поставки начнутся в 2003 году. Не исключено, что к тому времени появятся и другие модификации Vaneo.
От эскиза до железа
После того, как в 1997 году было принято решение о создании минивэна Merсedes-Benz (проект назывался New Concept Van 1), в исследовательских центрах закипела работа. Будущий автомобиль разбили на 45 модулей (только кузов состоит из шести) и при помощи программ компьютерного проектирования начали эти модули оптимизировать, чтобы потом собрать, как из кубиков, готовую машину. Затем виртуальный Vaneo 'доводился' целиком.
Первый прототип Vaneo был собран в Людвигсфельде в марте 1999 года. Начались ходовые испытания в различных климатических зонах - от Заполярья до пустынь Невады, а доводкой управляемости занимались на кольце Нюрбургринг. Сорок три опытных автомобиля намотали в общей сложности 2 млн км. Одновременно разрабатывали пакеты основного и дополнительного оборудования. Для этого в исследовательский центр пригласили 80 мам с детьми. Они-то и вносили свои предложения. Так, например, появилось дополнительное внутрисалонное зеркало, в которое можно наблюдать за сидящими сзади малышами, а вместо обычного плафона в задней части салона установили 'ночничок' с приглушенным освещением. В январе 2001 года была собрана пилотная партия из 600 автомобилей. Их представили на суд потенциальных покупателей из Франции, Италии, Испании и Великобритании. В результате и появились пять пакетов оснащения 'по интересам': Snow, Surf, Bike, Dog и Carry.
Собирать новые автомобили решили на заводе в Людвигсфельде. До 1990 года здесь выпускали грузовики IFA, а после падения берлинской стены предприятие на территории бывшей ГДР выкупил концерн Mercedes-Benz AG, и уже через год с его конвейера стали сходить легкие грузовики LN2 и микроавтобусы T2. Компания DaimlerChrysler вложила в новое производство в Людвигсфельде 320 млн евро, и теперь завод способен выпускать 50000 минивэнов в год. Позже эту цифру планируют довести до 80 тысяч.
Олег РАСТЕГАЕВ, фото автора и компании DaimlerChrysler
Mercedes-Benz Vaneo (данные производителя)*
|
Модель |
Vaneo |
Vaneo 1.6 |
Vaneo 1.9 |
Vaneo CDI |
Vaneo CDI 1.7 |
Снаряженная масса, кг |
1365 |
1365 |
1375 |
1425 |
1425 |
Полная масса, кг |
1910 |
1910 |
1920 |
1980 |
1980 |
Объем багажника, л |
150-3500 |
Двигатель |
Тип |
бензиновый |
бензиновый |
бензиновый |
дизельный |
дизельный |
Число и расположение цилиндров |
4, в ряд |
4, в ряд |
4, в ряд |
4, в ряд |
4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см |
1598 |
1598 |
1898 |
1689 |
1689 |
Число клапанов |
8 |
8 |
8 |
16 |
16 |
Максимальная мощность, л.с./об/мин |
82/5000 |
102/5250 |
125/5500 |
75/3800 |
90/4200 |
Максимальный крутящий момент, |
Нм/об/мин |
140/2500 |
150/4000 |
180/4000 |
160/1500
-2500 |
180/1600
-3200 |
Степень сжатия |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
19,0 |
19,0 |
Максимальная скорость,
км/ч |
155 |
167 (163) |
180 (176) |
150 |
160 (156) |
Время разгона 0-100 км/ч, с |
15,8 |
13,5 (13,5) |
10,8 (11,1) |
19,5 |
14,0 (16,0) |
Средний расход топлива, л/100 км |
7,8 |
8,0 (8,3) |
8,1 (8,5) |
5,7 |
5,9 (6,6) |
Объем топливного бака, л |
54 |
54 |
54 |
54 |
54 |
* В скобках - данные для автомобилей с автоматическими коробками передач. |
|