Здравствуйте господа! Это дополненный и исправленный (ранее уже размещённый на этом сайте) отзыв для тех, кому интересна информация о большом семейном вэне (автобусе). Отзыв достаточно объёмный, для его прочтения нужно терпение и время.
1. Решение о покупке.
Уже более 20 лет я за рулём разной техники: мопедов, мотоциклов, а затем и автомобилей разных марок. С изменением возраста меняются и требования к ней. От мопеда перешел к мотоциклу, затем и к автомобилю. Последние пятнадцать лет ездил последовательно на 'Ниве', MITSUBISHI DELICA (дизель), KIA SPORTAGE (дизель), TOYOTA LAND CRUISER 105 (дизель), NISSAN SAFARI 4200 (дизель), NISSAN PATROL 4800 (бензин). Прошли годы, месить грязь приходится не так часто, зато появилась семья и подрастают дети. Возникла потребность в просторном универсале с широкими возможностями трансформации салона, комфортом и домашним уютом в дальних путешествиях совмещенных с возможностью свободного осуществления каждодневных поездок по городу. От профессиональных внедорожников у меня осталась привычка к большим полноприводным универсалам и я решил брать большой полноприводный вэн. Причем не новый, а подержанный, потому как мои TOYOTA LAND CRUISER 105 и NISSAN PATROL 4800, которые я покупал новыми, сильно сдавали в цене после двух лет эксплуатации, как это обычно бывает. Причем ощущение новизны автомобиля пропадает довольно быстро, и мне надоело терять приличные суммы. Многие покупают трёхлетки по многим причинам: дилерская накрутка оплачена первым владельцем, детские болезни устранены по гарантии и т.д. Так как я раньше уже покупал и эксплуатировал подержанные праворульные машины, то знаю, что можно подобрать вариант в отличном состоянии и хорошей комплектации, так как для себя японцы творят чудеса по части 'фарша' и качества отделки салона. Я решил купить TOYOTA GRAND HIACE, после того как уже несколько месяцев владел бензиновым TOYOTA HIACE REGIUS. REGIUS мне так понравился (отзыв можно прочитать здесь http://reviews.auto.vl.ru/toyota/hiace_regius/6531/), что я решил купить более просторную и комфортабельную версию вэна. По сути представителя вершины среди автобусов семейства HIACE. После штудирования форумов Интернета, изучения аукционной статистики и самих аукционов, переговоров с фирмами, которые готовы поставить такой автомобиль под заказ, я пришел к неутешительному выводу, что TOYOTA GRAND HIACE 1999-2002 года в отличном состоянии с пробегом не более 30000 км будет стоить в России от 30 до 38 тысяч долларов. Тем не менее, даже такая цена за полноприводный вэн вдвое ниже цены новых аналогов (ориентировочно, по данным рекламы): CHRYSLER GRAND VOYAGER 3,3 AWD $60100, TOYOTA SIENNA 3,3 $67800, VOLKSWAGEN MULTIVAN 3,2 $62000. Если говорить о последних двух моделях, то нет уверенности, что это цена полноприводных модификаций.
2. Покупка.
Так как подвернулась командировка за грузовиками, я решил посмотреть предложение на рынке 'Зелёный угол'. Прилетев в начале 2005 года во Владивосток, уже на следующий день обошёл все стоянки рынка. Состояние представленных TOYOTA GRAND HIACE было далёким от идеала. Либо битые, либо основательно и не аккуратно попользованные. Цены от 20 до 25 тысяч долларов за автомобили с 1999 по 2001 год выпуска (с дизельными или бензиновыми двигателями). Примерно две трети автомобилей пятидверные (две сдвижных задних двери) и одна треть четырёхдверная (соответственно с одной сдвижной дверью). Был, правда, один полноприводный дизельный TOYOTА HIACE LONG 2001 года, суперсалон, с пробегом 8000 км, просто идеальный, запах нового автомобиля не выветрился, но это автобус на 12 мест, без возможности трансформации. Такая машина прекрасно подошла бы для фирмы. И цена смешная 21,5 тысяч на старте, в Японии на аукционах дороже. Походил вокруг, но брать не стал, для семьи такой автомобиль не подходит. Лишь спустя 4 дня поисков, в течение которых успел купить грузовики, совершенно случайно увидел то, о чём мечтал. TOYOTA GRAND HIACE 2002 года, бензиновый V6 объёмом 3,4 литра, полноприводный, в хорошей комплектации, а главное в идеальном состоянии. Об отличном состоянии говорил не только пробег, обозначенный на одометре в 16500 км, буквально всё (о критериях оценки состояния ниже в этом разделе) указывало на то, что этот пробег и год реальны. Просили за эту красоту 26500 долларов. После непродолжительных, но решительных торгов сошлись на 25200 долларах. Покупка состоялась. Понятно, что выбор подержанной машины дело не простое. Чаше всего никто на сервис их не гонит и профессионального заключения не получает. Поэтому если смотришь сам, какой-нибудь косячок пропустишь всё равно. Так, опять же, машина не новая и цена соответствующая. Иной вопрос, что за одинаковые деньги предлагаются автомобили в разном состоянии, поэтому я обращаю внимание на следующие вещи. Начинаю с салона. Если салон грязный или чистый, но затертый от многочисленных химчисток, имеет прожоги от сигарет и пепельницы, которыми много пользовались, от такого автомобиля стоит отказаться. Ведь если салон в таком состоянии значит, у автомобиля большой пробег или им пользовался неаккуратный человек, у которого и к техническому обслуживанию было такое же отношение. Если ворс салона пушистый, значит его не тёрли, если скатался, явно видна структура основы - обхожу этот вариант стороной, несмотря на чистоту. Обращаю внимание на шлицы шурупов, которыми крепятся элементы обшивки салона, различные пластмассовые пистончики и заглушки. Если они имеют следы того, что их откручивали и отщелкивали, это говорит о возможной разборке салона, например для кузовного ремонта. Такое же внимание надо уделить болтам крепления навесных деталей кузова, по ним тоже можно определить, подвергался ли автомобиль кузовному ремонту. Особенно пристрастно осматриваю приборный щиток. Если там сорваны болты, панель наверняка снималась для скручивания пробега, хотя обычно это делают аккуратно, можно и не заметить. Осматриваю руль и накладки педалей, на них не должно быть следов износа. Если руль затерт до блеска, имеет микротрещины, а накладки педалей подтерты (даже незначительно), это говорит о пробеге автомобиля далеко за сотню. Я, много лет проездивший на абсолютно новых автомобилях, продавал их к пробегу 55000-65000 км. Так вот на таком пробеге видимого износа на руле, педалях и селекторе (ручной КПП) просто нет. Осматривая двигатель, элементы трансмиссии и подвеску, обратите внимание, чтобы алюминиевые детали не были окислившиеся, на агрегатах не было масляных подтёков, резинки подвески должны быть целыми, по возможности без трещин. Если детали окислились, автомобиль долго стоял в соленом влажном месте, это не хорошо, хотя и не смертельно. С масляными потеками хуже, а ещё хуже, если видно, что агрегаты разбирались, например, снимался поддон двигателя. От такой покупки нужно отказаться. Не буду брать также тюнинговые (спортивные) версии, на них, скорее всего, ездила молодежь в очень активном стиле. Кто не знает, наклейки на лобовом стекле ввезенных из Японии автомобилей обозначают следующее: Квадратная наклейка посередине сверху лобового стекла. Выдается Министерством земель, инфраструктуры и транспорта на три года для новой машины и на два года в последующем, и означает, что состояние автомобиля в результате проверки соответствует японским законам. Попросту говоря, это японский техосмотр (сякэн). Если хотя бы по одному из десятков параметров машина не соответствует стандартам по безопасности и экологии, наклейка не выдается. Эксплуатировать машину без такой наклейки в Японии нельзя. Цвет этой наклейки, как и российского талона ТО, отражает год прохождения следующего техосмотра: желтый - 1998, синий - 1999, красный - 2000 зеленый - 2001, желтый - 2002, синий - 2003, красный - 2004 и так далее. Цифра на наклейке означает месяц прохождения ТО. На обороте (со стороны салона) двумя цифрами также указаны год (отсчет идет от 1988-го, например: 2002 = 14) и месяц (например: 2 = февраль). Сейчас эта наклейка выдается в новом оформлении. Круглая наклейка слева сверху на лобовом стекле. Так называемый периодический осмотр и обслуживание. Машина осматривается на предмет надежности, целостности и состояния отдельных деталей. Это профилактическая мера, позволяющая выявить и заменить изношенные детали заблаговременно. Осмотр проводится каждый год или раз в два года - по разному перечню позиций. "Циферблат" на наклейке отображает дату следующего планируемого осмотра. Цифра в центре - год по японскому календарю, цифра в "окошке" по кругу - месяц. Получение этой наклейки не является обязательным, так как обслуживание машины можно проводить и самостоятельно. Однако подавляющее большинство японцев доверяет эту работу авторизованным сервисам, которые и выдают наклейку.
3. Первые впечатления.
Подробные данные о комплектации моего автомобиля указаны по адресу http://www.auto.vl.ru/catalog/3737/ и, в целом, соответствуют действительности. Салон прекрасно трансформируется, также как и в предыдущем TOYOTA HIACE REGIUS (правда передние сиденья не разворачиваются лицом к среднему ряду). Средний ряд сидений разворачивается лицом к третьему ряду, складывается, превращаясь в стол. Второй и третий ряд ходят на полозьях по всей длине салона, подушка сиденья третьего ряда складывается и, если сдвинуть второй и третий ряд вперед по максимуму, получится пять полноценных мест и огромный багажник. Естественно сиденья (всех трёх рядов) раскладываются в удобный, ровный диван. Сиденья удобные, эргономика в норме, всё под рукой. Обзор отличный, камера заднего вида помогает при движении задним ходом. Есть два люка, задний с электроприводом. Стекла, в том числе люков, с защитным покрытием от ультрафиолетовых лучей, стёкла второго, третьего рядов и задней двери с заводской тонировкой. Салон снабжен шторками, все с электроприводом. Две закрывающихся ёмкости в передней панели, две в багажнике, выдвижная ёмкость под водительским креслом и более десятка подстаканников входят в оснащение салона. Между передними сиденьями есть складной столик. В наличии два кондиционера и две печки. Сдвижная дверь с доводом, хлопать не нужно. Дизайн салона гармоничный, всё аккуратно подогнано, качество материалов высокое, хотя передняя панель сделана из жесткого пластика, что может и к лучшему. Выглядит она более массивно, чем в REGIUS. Предпочитаю салон в бежевых тонах, где 'дерево' в отделке смотрится гармонично, а этот салон именно такой. Климат контроль (в том числе автоматика в задней печке и кондиционере) с указателем температуры снаружи сочетается с навигационной системой включающей CD проигрыватель, магнитолу и камеру заднего вида. Стереосистема с высокочастотниками на стойках дверей играет вполне достойно. Телевизор есть, но, к сожалению, наш стандарт вещания не принимает. Есть вход для подключения внешнего видео (видеокамеры, DVD и т.д.), но изображение не проходит, нужен новый тюнер, хотя звук нормальный. Тюнер я ещё не заменил, но собираюсь, информация здесь http://www.secam.ru/. В дополнение купил портативный DVD плеер у официального дилера Panasonic во Владивостоке за 23000 рублей. Затраты, а что поделаешь, детям нужны мультики, да и мы с женой что-нибудь посмотрим, благо экран вдвое больше штатного. Кстати размеры салона TOYOTA GRAND HIACE (2890x1635x1365) превосходят по всем показателям салон TOYOTA LAND CRUISER 100 (2505x1620x1185), при этом чуть короче и уже, но выше салона NISSAN ELGRAND (3030x1645x1290) первого поколения. У TOYOTA LAND CRUISER 100 и NISSAN SAFARI (PATROL) салоны тоже не маленькие, но возможностей трансформации практически никакой, а из пятиметровой длины автомобилей треть занимает капот, существенно уменьшая объём салона в длину. Кроме того, развитые колёсные арки, различные их расширители доводят габаритную ширину автомобиля до двух метров, притом, что в салоне от этого остается только метра полтора ширины. В общем рационального в части организации и использования внутреннего объема мало. В целом впечатление от интерьера и экстерьера TOYOTA GRAND HIACE складывается как о мужественном и брутальном образе, вполне соответствующем огромным размерам вэна. Ещё одно довольно точное сравнение салона- это бизнес класс хорошего авиалайнера.
4. Дорога.
Путь от Владивостока длинною более 6000 км автомобиль проделал в кузове грузовика, что, безусловно, положительно сказалось на состоянии ходовки. Хотя и поездка своим ходом была бы для этого автомобиля не большим испытанием, о чём могу судить по тому, как эту дорогу перенёс TOYOTA HIACE REGIUS, который перегонял своим ходом в августе 2004 года.
5. Подготовка к эксплуатации и техническое обслуживание.
Проверка автомобиля в условиях фирменного тойотовского сервиса показала полное соответствие автомобиля заводским требованиям. Всё в идеальном состоянии. Даже антифриз до -35 градусов, что может говорить о том, что автомобиль эксплуатировался на севере Японии (антифриз на стоянке похоже не меняли, так как обычно там заливают дешевый сине-зелёный, а здесь розово-красный). На всякий случай заменил фильтр и масло в двигателе. Кроме замены масла установил адаптер радио частот для приёмника и сигнализацию. Все электрические работы проводил самостоятельно, и жгуты проводов толщиной в руку под передней панелью увидел впервые. Последними моими автомобилями были серьёзные внедорожники TOYOTA LAND CRUISER 105 и NISSAN PATROL 4800 и я понимаю, что TOYOTA GRAND HIACE во внедорожном плане им не равен, но преклоняюсь перед японскими конструкторами, воплотившими в этом автобусе многие внедорожные начала. Заменил стандартные шины 215/70 R15 на 235/70 R15. От этой замены вэн выиграл внешне, дорожный просвет увеличился на 14 мм и достиг практически 20 см. На ходовых качествах замена типоразмера шин значительно не отразилась, погрешность спидометра составила 4%. Можно установить также 215/75 R15, 225/70 R15, но больше 235/70 R15 по наружному диаметру колеса не поставить. Для улучшения внедорожных качеств потребуется не только замена колёс на больший размер. Желательно привести колею передних и задних колёс к одному размеру (задние расположены ближе друг к другу на 10 мм). Для этого можно проложить между диском и ступицей задних колес пятимиллиметровые кольца. Для движения по грязи добавит уверенности комплект цепей. Следует также отметить продуманность шасси, родоначальником которого является легендарный HIACE. Мощные лонжероны очень напоминают раму, приваренную к кузову. Тут нужно отметить, что у профессиональных рамных внедорожников рама расположена ниже агрегатов, поэтому она как лыжи принимает на себя основную нагрузку при посадке на 'брюхо'. Здесь лонжероны, пусть и очень мощные, расположены выше. Бензобак, расположенный в базе и выпускная система 'на высоте', но требуют защиты, так как расположены ниже лонжеронов. Подойдет мощная поперечина с опорой на лонжероны или стальной (лучше титановый) щит. Подвеска полностью независимая, впереди торсионная, сзади пружинная, снабжена не менее мощными рычагами. Если приходится часто ездить по гравию, не помешает защита корпусов редукторов мостов (они из алюминиевого сплава) и приводов от камней. Хорошо было бы придумать что-то с межосевой блокировкой, может быть от TOYOTA LAND CRUISER PRADO предыдущего поколения можно подобрать детали трансмиссии (если есть опыт в этом вопросе, прошу поделиться). Запаска висит сзади под свесом и является своего рода отбойником, позволяющим не повредить бампер. Передний и задний свесы достаточно короткие, что тоже важно на просёлке. Пришлось немного подтянуть торсионы, чтобы увеличить ход сжатия передней подвески. Естественно корма осталась всё равно выше на пару сантиметров (в незагруженном состоянии). Интересно, что при полной нагрузке в 8 человек автомобиль не падает на корму, а присаживается равномерно и не значительно. Недостаток - это сравнительно (с вышеуказанными внедорожниками) малые хода подвески. Казалось бы, к чему городить из автобуса внедорожник? Вопрос в том, что многим не удобен профессиональный джип, а вот автобус (вэн), посаженный на внедорожное шасси был бы в самый раз (MITSUBISHI DELICA не всех устраивает). Я отношу себя к этой категории и в таких доработках вижу определённый смысл. Получится действительно универсальный автомобиль для каждодневной эксплуатации и регулярных выездов на природу или просто в дальние путешествия. Я пока ограничился установкой шин большего размера и мой TOYOTA GRAND HIACE остается практически в заводском виде, не уступая по проходимости многим паркетникам, а для 'тяжелых' путешествий использую отданный тестю NISSAN SAFARI 1991 года (дизель без наддува на механике, тоже, между прочим, выдающийся автомобиль), но комфорт, конечно, не тот. Далее привожу данные о техническом обслуживании. Эту памятку я составил на основе Руководств по эксплуатации предыдущих автомобилей и непосредственно TOYOTA GRAND HIACE. Замена масла каждые 5000 км была рекомендована в Руководстве бензинового NISSAN PATROL 4800 для тяжелых условий эксплуатации, к которым отнесли не только бездорожье, но и городскую (!) эксплуатацию. В принципе согласен, постоянно включать-выключать мотор (особенно зимой), зависать в пробках и т.д. того стоит. Не так уж велики затраты на замену масла. Менять масло можно реже, если лить синтетику, она дольше сохраняет свойства. Я предпочитаю чаще менять качественную минералку, все равно обходится дешевле. Конечно, масло по свойствам беру, как написано в Руководстве. Промывать или нет двигатель, наверное, тоже дело вкуса. Я промываю. Зимой обязательно лью зимнее масло. Расходные материалы и количество: Антифриз TOYOTA long life (красный) 11,1 литра Масло в автомат T-IV 7,2 литра Масло в раздатку API GL-3, SAE 75W-90 1,3 литра Масло в передний мост API GL-5, SAE 85W-90 1,35 литра Масло в задний мост LSD, API GL-5, SAE 85W-90 1,25 литра Масло в двигатель API SL,EC/ILSAC GF-3, SAE 5W-30(20), 10W-30 4,9 литра Ориентировочный перечень регламентных работ: Каждые 5000 км (5, 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95, 105 и далее плюс 100) - замена масла моторного; - заливка в бак очистителя топливной системы. Каждые 10000 км (10, 30, 50, 70, 90, 110 и далее плюс 100) - заливка в двигатель очистителя масляной системы; - промывка двигателя промывочным маслом; - замена масла моторного; - замена фильтра масляного; - заливка в бак очистителя топливной системы; - шприцевание верхних рычагов передней подвески. Каждые 20000 км (20, 60, 100) - заливка в двигатель очистителя масляной системы; - промывка двигателя промывочным маслом; - замена масла моторного; - замена фильтра масляного; - заливка в бак очистителя топливной системы; - шприцевание верхних рычагов передней подвески; - замена фильтра топливного; - замена фильтра воздушного. Каждые 40000 км (40, 120) - заливка в двигатель очистителя масляной системы; - промывка двигателя промывочным маслом; - замена масла моторного; - замена фильтра масляного; - заливка в бак очистителя топливной системы; - шприцевание верхних рычагов передней подвески; - замена фильтра топливного; - замена свечей зажигания; - балансировка колес; - замена масла трансмиссионного в коробке; - замена масла трансмиссионного в раздаточной коробке; - замена масла трансмиссионного в мостах; - замена охлаждающей жидкости; - замена тормозной жидкости; Каждые 80000 км (80, 160) - заливка в двигатель очистителя масляной системы; - промывка двигателя промывочным маслом; - замена масла моторного; - замена фильтра масляного; - заливка в бак очистителя топливной системы; - шприцевание верхних рычагов передней подвески; - замена фильтра топливного; - замена фильтра воздушного; - замена свечей зажигания; - балансировка колес; - регулировка клапанов; - промывка форсунок со снятием на стенде; - замена масла трансмиссионного в коробке; - замена масла трансмиссионного в раздаточной коробке; - замена масла трансмиссионного в мостах; - замена жидкости в гидроусилителе руля; - замена охлаждающей жидкости; - замена тормозной жидкости; - замена амортизаторов; - замена втулок и шкворней подвески; - замена тормозных колодок; - замена крестовин; - замена ремней навесного оборудования двигателя; - замена шин; - ремонт и заправка кондиционера.
6. Эксплуатация.
С момента предыдущего отзыва я наездил на TOYOTA GRAND HIACE 8000 км. Свой TOYOTA HIACE REGIUS продал другу, этот автомобиль наездил в общей сложности около 30000 км с момента покупки. За это время на обоих HIACE проводились только ТО. Никаких недоразумений или ремонтов не было. И в сильный мороз и в жару (то и другое под 40) автомобили, имеющие по две печки и два кондиционера, управляемые и в автоматическом режиме, показали себя прекрасно со стороны климат - комфорта. Заводятся зимой без вопросов при залитом зимнем масле. Расходники и масла, конечно, либо родные, либо качественный дубликат, что по цене не далеко. Кстати по поводу дешевых дубликатных расходников. Дед (тесть) купил и установил дешевый топливный и воздушный фильтры на NISSAN SAFARI. Результат по воздушному фильтру я ощутил визуально - пыль на впускном тракте, а топливный стал причиной разборки и чистки топливного насоса и форсунок - они были забиты бумажным ворсом от разлагающегося фильтра. Так что с фильтрами и другими расходниками я на Вы. Столкнулся с проблемой топливного фильтра на TOYOTA GRAND HIACE, оказывается новая модель: ещё редкость. Двигатель (бензиновый V6, 3,4 литра) тот же, как и на TOYOTA LAND CRUISER PRADO предыдущего поколения, в салоне его практически не слышно в любых режимах, а мощности (180 л.с.), на мой взгляд, более чем достаточно, динамика отменная. Хочется отметить, что двигатель на морозе прогревается удивительно быстро, а остывает медленно. Автомат немного разочаровал в части 'задумчивости' и плавности переключения скоростей в режиме 'кик даун', чего на TOYOTA HIACE REGIUS не наблюдалось. В спокойном режиме коробка работает прекрасно, скорости перебираются чаще, обеспечивая оптимальный режим, и практически незаметно. Работа ABS мягкая и ненавязчивая. Геометрия у HIACE хорошая, но отсутствие блокировок (нет даже межосевой блокировки на данных моделях), уверенности не добавляет. Может так 'удачно' статься, что из полного привода останется в движении одно колесо. С этим мой друг сталкивался на глинистой колее. Хотя я зимой, под Новый год, на влажном тяжелом снегу из таких сугробов выбирался, что просто удивительно. Кстати на моем TOYOTA GRAND HIACE установлен дифференциал повышенного трения в заднем мосту. При вывешивании не поможет, но все равно лучше, чем ничего. Поездки по заснеженному и гололёдному городу вообще без проблем. Система постоянного полного привода в зимних условиях зарекомендовала себя только с лучшей стороны, несмотря на отсутствие блокировок, никаких сюрпризов не преподносит. В эксплуатации полный привод, хороший дорожный просвет и 'правильная' геометрия вэна позволяют многое, при любой нагрузке автомобиль особо не просаживается, ничем не задевает даже значительные неровности дороги. Правда удержаться в колее уже сложно, колёса расставлены шире того следа, что оставляет большинство других участников движения. Ход мягкий, похож на многие легковые модели TOYOTA, которые идут немного враскачку на пологих волнах, ровненько так, всеми четырьмя колесами. Я читал в отзывах, что поддерживать при такой настройке больше 130 км в час проблема. А мне больше и не надо, зато комфортно на любой скорости ниже 130. Такой тип настройки подвески (когда пружины мягкие, а амортизаторы сильные) самый почитаемый мной. Часто бывает наоборот, тогда машина вздрагивает на каждой трещине в асфальте, но при наборе скорости слабые амортизаторы не могут удержать её от раскачки. Надо быть осторожным, поймать пробой подвески достаточно просто по причине её мягкости и короткоходности при большом весе автомобиля. Большой плюс в том, что подвеска полностью независимая, может быть, поэтому ход такой 'легковой'. На гребёнке TOYOTA GRAND HIACE чувствует себя уверенно: амортизаторы, несмотря на мягкие пружины и торсионы держат крепко. Широко расставленные колёса и мощные стабилизаторы блокируют раскачку кузова из стороны в сторону, автомобиль валким не назовёшь, но и не спорт кар, естественно, учтем высокий центр тяжести. Просто в сравнении с джипами на жестких балках подвеска TOYOTA GRAND HIACE настроена прекрасно. От TOYOTA HIACE REGIUS отличается ощутимо в сторону плавности хода, хотя подвеска по конструкции одинаковая. REGIUS сильнее раскачивается в стороны, идёт жестче, более шумный на ходу, но при этом аэродинамические шумы выше у TOYOTA GRAND HIACE. Средний расход топлива 14,8 литра на 100 км (417 литров на 2699 км, минус 4% поправка на больший размер колёс). Приблизительно две трети город, остальное трасса. Минимум было 12,5 по трассе, максимум 18 в городе. Для огромного автомобиля весом более двух тонн оснащенного бензиновым двигателем расход более чем приемлемый. Объём бака 75 литров. Огорчило отсутствие крепления для пробки на лючке бензобака. В салоне тишина, которая иногда нарушается резиновым скрипом подвески на больших пологих неровностях (типа 'лежачего полицейского'), возможно мощных стабилизаторов во втулках. Точно такой же шум и у TOYOTA HIACE REGIUS, видимо это особенности конструкции. Ветер начинает посвистывать на скорости более 100 км в час в районе срыва потока с верхних углов лобового стекла. Комфорт и вместительность, как для движения, так и для сна просто поразительная. Например, в TOYOTA GRAND HIACE сиденья раскладываются так, что на двух задних рядах спокойно размещаются три человека и ещё двое (с меньшим комфортом) на передних креслах, которые также раскладываются. Ёмкостей явно не хватает. Аптечку, огнетушитель, компрессор, буксировочный трос и некоторый инструмент положить некуда. Пришлось купить небольшую спортивную сумку для этих вещей, которая прописалась в багажнике, за третьим рядом сидений. Впереди тоже проблема. Для CD ещё место нашлось, а вот бокс с кассетами примостился под ручником, больше некуда. 'Стекло' оптитронной панели сделано из очень мягкого пластика и сильно царапается от протирки пыли. Удалось решить проблему, наклеив качественную тонировочную плёнку (прямо в мастерской, где занимаются тонировкой стекол, предварительно сняв панель). Такая пленка совершенно не царапается, но выбирать нужно либо прозрачную пленку (лучше всего), либо самой лёгкой тональности, а то приборов будет не видно. Коврики пришлось сделать новые из офисного коврового покрытия на резиновой основе, дополнительно наклеенного на двухмиллиметровую резину, так как родные с высоким ворсом быстро набиваются грязью, а чистить их очень тяжело. Кроме этого новые коврики перекрыли рельсы, по которым ходят задние ряды сидений, в них также быстро набивается грязь, если вовремя не закрыть. Есть небольшой вопрос по дверям: боковой и задней. Они большие и имеют свойство немного поскрипывать. Раньше я боролся с этим с помощью силикона, которым смазывал уплотнители, но потом отказался от этой затеи. Силикон притягивает к себе пыль и частицы песка, а так как после смазки уплотнитель начинает гулять, то на прилегаемой поверхности быстро стирается краска. Впоследствии я разобрался, что уплотнители устроены так, что они, оставаясь неподвижными к прилегаемой поверхности, гуляют сами в себе, за счет собственной эластичности. Для этого они должны быть просто чистыми. А источник шумов это замок двери и упоры. Их лучше обрабатывать только в местах контакта (обильная смазка ни к чему, только пыль собирать), вязкой эластичной смазкой после каждой мойки, предварительно удалив старую смазку. Я опытным путем пришел к высокотемпературной смазке для карданных шарниров с содержанием ER. После такой обработки двери остаются абсолютно бесшумными. Установил сеточку перед радиаторами, эффект очень хороший, на фото внизу видно. Применил полиамидное сито для мукомольной промышленности, которое используется для отсева крупы, то есть крупное. Не нужно использовать мучное сито, оно слишком мелкое. В целом впечатления от эксплуатации положительные. Надежно и удобно, всегда и везде.
7. Некоторые письма приходившие ко мне по первым отзывам и ответы на них.
Письмо 1. Вадим (Казахстан) Привет сибирякам из солнечного Казахстана! Здравствуй, Роман! Прочитал твои отзывы о Реджиусе и Гранд Хайсе, очень понравились твои сравнения и анализ имевшихся авто. Есть несколько вопросов, на которые хотел бы получить грамотный ответ водителя, практика имеющего большой опыт эксплуатации разных машин. Для начала коротко о себе Мне 45 лет, проживаю в северном Казахстане, город Кокчетав, в настоящий момент использую две машины: - Тойота Надя, тип - SU город/трасса - ММС Делика 2.8 ТД поездки на озера с семьей, с друзьями на рыбалку. До этого был Марк 2 и Хонда CRV. Все машины напрямую покупаю на аукционах Японии по Интернету. Делику хочу поменять, т.к. это была первая машина купленная мной на аукционе, к сожалению, не в лучшем состоянии. Также, надежность узлов и агрегатов и стоимость запчастей вызывают много вопросов. Автомашина нужна для дальних поездок по асфальтированным трассам, поездок с семьей на озера и выездов на рыбалку. Требования к автомобилю: - надежный и мощный двигатель, желательно максимально неприхотливый в эксплуатации в наших условиях СНГ (ответ: лучший вариант TOYOTA HIACE REGIUS с 2700 бензиновым мотором, простой, цепь в ГРМ, удобно обслуживать. На TOYOTA GRAND HIACE с 3400 уже сложно даже свечи заменить. Дизель у них один 3000 турбо. Говорят хороший. Но бензин проще и дешевле в обслуживании, однозначно бесшумнее) - мощная и прочная ходовая (ответ: она одна на оба TOYOTA HIACE, очень прочно сделана) - 4ВД с большим клиренсом (ответ: лучше этих HIACE, пожалуй, нет автобусов по геометрии) - трансформируемость салона с учетом дальних поездок и возможностью ночевок в салоне (ответ: отлично у обоих) - хорошая шумо- и звукоизоляция салона - мягкое преодоление наплывов, трещин, выбоин по асфальту, т.к. 90 с лишним процентов авто используется по трассе (ответ: по последним двум вопросам конечно TOYOTA GRAND HIACE лидирует, но он значительно дороже. Я считаю, что деньги заплачены не зря, TOYOTA GRAND HIACE того стоит. Но если TOYOTA HIACE REGIUS в идеальном состоянии, то тоже хорошо и дешевле). В настоящий момент стоит выбор между Мазда Бонго Френди с раскладывающейся в палатку крышей, Тойота Хайс, Реджиус, а также после прочитанного твоего отзыва о Гранд Хайсе, добавился четвертый кандидат, все отзывы по данным моделям положительные (ответ: про Мазду ничего не скажу, знаю только, что стоит дешевле, и мне не понравились: планировка передней части салона без прохода между сиденьями и небольшой клиренс).
Письмо 2. Денис Доброго времени суток, Роман! У меня эти 2 фотки давно. Я хочу спросить бывают ли Toyota Grand Hiace с задними сдвижными дверями с 2-х сторон. Ответ: Они в основном и есть с двумя сдвижными дверями. Я хотел купить такой вариант, но не нашел в хорошем состоянии. А "Хайс" с одной сдвижной дверью является скорее модификацией "Гранвии".
Письмо 3. Константин (Москва) Добрый день Роман! Я прочитал Ваши отзывы по машине Toyota Regiuse на сайте avto.vl.ru и так как на прошлой неделе сам купил Toyota HiAce Regiuse 1998 года, двигатель 3RZ, кузов RCH41 не ответите ли на несколько вопросов по автомобилю? 1. Какое масло Вы заливаете в двигатель и сколько литров? Ответ: Двигатель SJ 10W40 (лето), 5W30 (зима) (4,5л) Автомат DEXTRON II-III (6,5л) Раздатка GL3 75W90 (1,3л) Пер.мост GL5 85W90 (1,35) Зад.мост (1,25) 2. Какие свечи (марка и модель) Вы используете? Ответ: Свечи РK 16 R11 (это родные, с 'платиновым' электродом). Можно использовать обычный аналог K 16 R11. 3. Рядом с часами на панели приборов есть кнопочка ECT с двумя положениями Power и Normal что это за кнопочка и для чего она? Ответ: Это Electronic Control Transmission, который изменяет алгоритм работы коробки. Я, в общем-то, не заметил большой разницы, а более подробных разъяснений не нашел.
Письмо 4. Виталий (Екатеринбург) Доброго здоровья Роман. Прочитал Ваш отзыв о Гранд Хайсе. Мучаюсь сомнениями, сейчас имею Тойоту Лит Айс НОАХ 3С-Т 4ВД. автобусом очень доволен, но хочется машину больше. Ценник нового ТЛК105 с атмосферным дизелем 1HZ 4,2л 40900у.е. В плюсах рама, неразрезной передний мост, постоянный полный привод, атмосферный дизель 1HZ 4,2л., но машина в простой комплектации. Ценник хорошего Гранд Хайса с 1КЗ-ТЕ в районе 30000у.е. и в перспективе могут быть затруднения с продажей праворукого японца. Дешевые, праворукие продаются намного легче и быстрее, чем хорошие и дорогие машины. Очень интересно услышать ВАШИ отзывы о Тойоте Ленд Крузер 105 и Ниссан Патрол в сравнении с ГрандХайсом. Как ведут себя эти машины на дороге, какой реальный расход соляры у 1HZ 4,2л. Тойота Ленд Крузер 105 - по характеристике ДЕСЯТИМЕСТНЫЙ, неужели нужна категория "Д"?? Ответ: ТЛК и НП очень похожие автомобили, я наездил на них по 60 тыс.км. При этом у ТЛК салон просторнее, подвеска настроена лучше, расход топлива 15 город, 12,5 трасса. НП (до последнего рестайлинга) мне был ближе по дизайну. ТЛК поставляется в Россию с правильным дизелем, у НП такого в России нет, поэтому я и купил бензиновый 4800 на механической коробке (их тогда в России ещё не было, поэтому вёз из ОАЭ). По ПТС ТЛК имеет категорию "В", поэтому права соответствующие, но количество пассажиров не должно превышать установленных требований. Новые машины я перестал покупать потому, что месяца через три ощущение новизны проходит, а цена падает на 20-25% как только выкатил машину из салона дилера. ТЛК и ТГХ концептуально разные машины: джип и вэн (автобус). Что такое джип? Большой полноприводный универсал. Обычный салон универсала никак не трансформируется, размеры его не так велики, потому что треть машины в длину съедает капот, а в ширину приличную часть - расширители и большие арки колес. Но есть плюсы в проходимости и престиже. ТГХ менее проходим, конечно, но более просторен и дружелюбен к пассажирам. Подвеска у него тоже прочная, но ездить надо немного осмотрительнее. Удивительно, но многие друзья положительно отнеслись к тому, что я поменял джип на вэн. Это те, которые оценили более удобный салон. Кто ценит престиж, сказали зря. Но с другой стороны сейчас ТЛК, наверное, больше чем УАЗов, совсем индивидуальность потерялась. Трёхлетний ТЛК будет стоить 40-45, ТГХ 25-30. Сколько они потеряют при продаже? Это те машины, которые выгодно продавать лет через пять. Цена будет относительно не высокой, но и послужат они по полной программе за это время. Выбор за вами, всё зависит от цели использования авто. Просто я уже на джипах наездился и считаю вэн более рациональным и удобным вариантом.
Письмо 5. Юрий (Москва) Уважаемый Роман, добрый день! Меня зовут Юрий, я живу в Москве, в настоящее время изучаю возможности замены своей нынешней машины (Субару Форестер) на более новую, скорее всего, японского производства. Честно сказать, рассматриваются довольно разные варианты - ЛК Прадо 90, ЛК Прадо 120 (этого придётся немного подождать под удобные пошлины, потому что они производятся только с октября 2002 года), Исудзу Бигхорн и разные вэны (тойотовские и Мицу Делика). Есть, конечно, секретная мечта :) об ЛК 100, но я не очень уверен в практичности этой машины для преимущественно городской эксплуатации. Мне очень понравились Ваши отзывы на авто.вл.ру о двух японских вэнах (думаю, их опубликование привело к тому, что Вы стали одним из ведущих специалистов России по этим аппаратам :). Хотя мне ещё предстоит отыскать в Москве такие машины и потрогать их руками, я хотел бы спросить Вас ещё кое о чём. 1. Есть ли ощутимая разница по ходовым и эксплуатационным качествам между Региусом и Грандом? Кроме Вас, боюсь, не удастся найти людей, которые пользовались обеими машинами :). (Ответ: Гранд шире, мягче на ходу, бесшумнее, мощнее. В общем, это представительская машина. Региус попроще). 2. Если я правильно понимаю, двигатели у этих вэнов в общем и целом аналогичны движкам на ЛК Прадо? Меня бы это порадовало, потому что сняло бы массу вопросов по запчастям и обслуживанию. (Ответ: это действительно так, двигатели аналогичны. Думаю не только двигатели. Например, противотуманки на Гранде точно как у ЛК 100). 3. Если Вы проводили предварительное исследование вопроса, какую информацию удалось собрать по Мицу Делике? Мне в Москве приходится довольствоваться по большей части Интернетом и мнениями поставщиков, которые, как правило, положительные о любой машине. Думаю, Вы ближе к правде жизни, которой мне не хватает :). (Ответ: я присматривался к Делике до покупки Региуса, так как пару лет ездил на Делике в старом кузове. Но всерьёз вопрос покупки не рассматривал. Цена на Делику не ниже чем на Региус. Получается особого смысла нет, в эксплуатации Тойота будет надёжнее и дешевле). 4. На картинках Гранда виден столик между передними сиденьями. Означает ли это, что свободного прохода по салону нет? Только прыгать через него? :) (Ответ: столик складывается). 5. На тех же картинках видно, что Вы сделали Гранду очень хороший дорожный просвет. Мне это нравится, поскольку джип с его трансмиссионными возможностями мне вроде как ни к чему, а постоянный полный привод плюс хороший просвет - это в самый раз. А вот как у него с защитой двигателя и агрегатов снизу? Это важная штука: даже на Форестере я пару раз цеплял защитой в московских дырах в асфальте и на подмосковных буераках, а на Гранд защиту движка и не найдёшь, слишком уж редкая машина... Хотя у моего соседа через два подъезда Ниссан Эльгранд в новом кузове - крутейший аппарат, и он вроде бы доволен, но мне кажется, в Эльгранде уже нет той крепости конструкции, какая была в Гранде и ушла с появлением Альфарда. В Москве есть один Альфард на продажу, стоит 49 с чем-то тысяч долларов. Мне он ни к чему :), но я непременно съезжу поглядеть на это чудо японского автопрома.... (Ответ: за всё время эксплуатации ни разу не достал днищем чего-либо даже на буераках. Хотя нет, цеплял, один раз запаской за крутой берег форсируемого ручья. Без последствий. Защиту сделать можно, но при городской эксплуатации, по-моему, не актуально).
7. Что дальше?
Купленный автомобиль выпущен ровно за два месяца до прекращения выпуска семейства TOYOTA GRANVIA, HIACE REGIUS, GRAND HIACE, которые заменил новый TOYOTA ALPHARD, ставший флагманом модельного ряда вэнов TOYOTA. Он появился на автомобильном рынке Японии 22 мая 2002 года, приблизительно в то же время, что и второе поколение модели NISSAN ELGRAND. В ALPHARD используется передний привод и база от второго поколения Toyota Estima. ALPHARD представлен и модификациями с полным приводом, комплектуется двигателями объемом 2.4 и 3 литра, мощностью 159 и 220 лошадиных сил соответственно. Новинка ориентирована на покупателей в возрасте от 30 до 40 лет. В июне 2005 года в Японии продано более 9000 TOYOTA ALPHARD. Новые автомобили оснащаются только бензиновыми двигателями. Такое решение непосредственно связано с ужесточением требований к уровню выделения вредных выхлопных газов. Производители Японии предполагают, что в ближайшем будущем количество автомобилей на дизельном топливе будет сокращаться, а требования к уровню выхлопов ужесточатся. Это значит, что российские покупатели, не успевшие толком распробовать дизели, опять вернутся к бензиновым версиям, других не будет. По крайней мере, с вторичного рынка Японии. Я прочитал, что продавцы 'Зелёного угла', впрочем, и так отмечают снижение спроса на дизели, а вот спрос на минивэны и просто вэны стремительно растёт и в 2005 году может достигнуть 50% от всех продаваемых на рынке машин. Но вернемся к TOYOTA HIACE, который в 2002 году лишился модификаций с компоновкой вэна и стал опять просто автобусом. Выпуск TOYOTA HIACE в виде автобуса продолжался всегда, и он предлагается ныне, в том числе в России. А вот семейство TOYOTA GRANVIA, HIACE REGIUS, GRAND HIACE, да и TOYOTA ALPHARD в России не предлагаются. Правда в Европе до сих пор продается TOYOTA HIACE в кузове старой TOYOTA GRANVIA, оснащенный 2,5 литровым дизелем или 2,7 литровым бензиновым мотором (информация здесь http://www.toyota-europe.com/showroom/hiace/) с приводом на два колеса. Каким будет TOYOTA ALPHARD? Будет ли этот автомобиль таким же прочным как TOYOTA GRANVIA, HIACE REGIUS, GRAND HIACE, которые были основаны на прочном коммерческом шасси автобуса? Наверняка у него будут преимущества, а дороги в России, возможно, улучшатся.
8. Выводы.
Думаю, что в России покупателями больших вэнов являются люди в возрасте от 30 до 50 лет, любящие путешествовать с семьёй и (или) с друзьями. Надежный, мощный и исключительно комфортный автомобиль для этих целей - TOYOTA GRAND HIACE, который я опробовал, оснащенный бензиновым силовым агрегатом и полноприводной трансмиссией.
Ну, вот и вся информация. Удачи на дорогах!
P.S. Прошу относиться к этому отзыву как к субъективному, конечно. Спасибо!
Продам Тойота Превия 1995 года, белого цвета, МКПП, 2.4 л., эл.пакет, салон - диваны, музыка, сигнализация. Прошу 8900 $, могу поторговаться. Недавно поменял все аммортизаторы, и комплект сцепления в сборе ( хотя на сервисе сказали, что можно было бы не спешить). Машинка у меня была три года. Вмпечатления саммые лучшие. Действительно дорожный экспресс. Восхитительный комфорт. Летом часто выезжали с женой и дочкой на природу. Салон при раскладывании образует большую кровать. Так что троим было не тесно. Во время поездки с багажом в салоне складывал задние сидения ( они раскладываются и пристёгиваются к бокам)и в образовавшийся багажный отсек свободно умещалсиь надувная лодка, палатка, два шизлонга, два велосипеда и прочее барохло. Причём средний ряд сидений был максимально отодвинут назад. Такого удобного , трансформируемого и большого салона нет ни удного минвэна. В время движения машина держится очень устойчиво благодаря низкому центру тяжести. На трассе чувствуешь себя очень уверенно. Тяга у автомобиля просто локомотивная, практически на любых оборотах, что немало удивило знакомого стритрейсера котроый гоняет на заряженой Аудюхе. За время эксплуатации за машиной следил.Масло заливал Мобил спер С, вовремя менял все расходники. Никаких проблем ни разу не возникло.Подмарафетил фнешний вид. Были царапины на левом боку и на сдвижной двери. Что-то ушло после полировки, а левую дверь всё таки пришлось красить. Сейчас внешний вид очень хороший. Так, что если кто-то ищет минивен для себя любимого и для семьи в пределах 8-9 тыс долларов, берите не пожалеете. Если что звоните 8-920-012-48-68 Леонид.
У нас Превия с 1998 года, 280 тыс. пробег. Брали с пробегом 160 тысяч на спидометре. До 120 она была в Цюрихе, остальное - в Польше. Механика, все остальное - такое же. Проблемы за эти годы: Заменил задние пружины (у старых нижние пол витка отломались почти сразу), заменил диски, пару раз менял бензонасос (надо бак снимать) из-за грязного бензина, а грязь попадала из заливного сифона, который сделан из латуни и который благополучно сгнил из-за оторванной не мной пластиковой защиты подкрылка. ВСЁ! Езжу и получаю удовольствие. Спасибо ТОЙОТА ПРЕВИЯ!!!
Toyota Previa 1991 Взял это чудо,сразу после нового года. Два люка . холодильник, все электро. Два дивана,раскл. в одну кравать,чюдо. Но по ходовке Первые впячетления не очень,ожидал большего. До этого была американка PONTIAK TRANSPORT, туповата. Японка по шустрей, хотя мотор 2,4. Через неделю накрылась правая стойка, просто умерла,взял б/у с японской разборки(1600руб)в сборе. Когда менял понял что японцы чего-то не понемают,чтобы стойку поменять надо тормозной шланг откручивать??? Принял не стандартное решение,сделал прорезь и все.Заодно поменял тормозные колодки(не ориг.600руб.). Вот сдесь молодцы, один болт открутил снял-поставил,закрутил и все! Через месяц загудел и засвистел подшипник ступицы, можно поменять сам потшипник(450руб), но волокиты,да и прес нужен,поменял целиком поворотный кулак(2000рубподходит от имины не полноприв.). Вроде из поломок все. Но впячетления всеровно не улудшились, на снегу буксует,в горку ползет еле еле, может потому что привод задний? Видимо всеровно продам, возьму полный может луче будет да и год хочется по свежей.