Извините, было очень много работы. Давайте продолжим!
Как и обещал, выкладываю рассказик про Храм Христа Спасителя.
Моё отношение к этому храму неоднозначное. Я верующий человек и очень люблю храмы и церкви, их архитектуру. Из каждой своей поездки я привожу большое количество фотографий именно церквей. Новость о восстановлении храма меня не тронула, я был ещё подростком, и у меня были свои увлечения и интересы. Он вырос на моих глазах, где-то на ненапечатанных плёнках есть фотография храма ещё без креста. Понятно, что эти плёнки уже никогда уже не будут напечатаны. Мне хочется любить его, но отношусь к нему, как к музею. Я много раз был там, я старался перебороть своё такое отношение, но никак не получалось. Да, я каждый раз поражаюсь его размерам, я чувствую себя в нём микробом, но… Есть такой термин «намоленность». Бывают «намоленные» иконы, церкви, мощи и так далее, а вот Храм Христа Спасителя, хоть и стоит на намоленном месте, но сам таковым не является. И это чувство сильнее проявляется после просмотров трансляций праздничных богослужений, когда президент и прочая нечисть стоят под иконами, в окружении детей и с упоением, нещадно крестятся.
Схожее чувство вызывает екатеринбургский Храм на Крови, который построен на месте дома Ипатова, где была расстреляна царская семья. Тот храм тоже новодел и тоже воспринимается как музей.
Итак, прочь мои рассуждения!
Храм построен недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Помню, Гиляровский рассказывал в своей книге «Москва и москвичи», что это место названо так из-за речушки Черторый, который, как считалось, чёрт рыл.
Нынешний храм — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.
Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.
2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.
5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших.
По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.
Наверняка, в музее храма вы видели проект этого Дворца Советов. Странное сооружение, колосс. Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы. В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.
А уже с 1994 года началось восстановление храма.
Сейчас это точнейшая копия того самого храма, исключением являются лишь барельефы – на старом храме они были бетонные, а на новом – медные. В остальном, как уверяют воссоздатели и служители храма, это точная копия.
А вы знаете, что Триумфальная арка поменяла три места жительства! Первоначально временные деревянные Триумфальные ворота были поставлены в 1814 году на пересечении Садовой и Тверской улиц. В августе 1829 года новые Триумфальные ворота были заложены у Тверской заставы (площадь перед Белорусским вокзалом). Постройка ворот завершена в 1834 году. В 1936 году при расширении проезжей части ворота разобрали, а в 1966 году их копия установлена в конце Кутузовского проспекта.
Сегодняшние фотки - Триумфальная арка во время своего пребывания на Тверской заставе. Первая фотография - 1934-1935 год, вторая - в прошлом году сфоткал - место, где стояла арка - площадь Белорусского вокзала. Место то же самое.
Знаменитый дом Пашкова. Пашков дом был построен в 1784—1786 гг. по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. Этот дом все мы видели неоднократно, он находится прямо напротив Боровицких ворот Кремля.
А вот фотография улицы, на которой я живу - Скаковая. Здание на фотографиях - дом лучшего дореволюционного конезаводчика Москвы Лиона Монташева. Причем на фото не основной дом, а дом прислуги и персонала. Фото сделано после революции, видимо, в 30-х годах, так как в то время там расплогались гаражи МосКоммунХоза.
Боковые конюшни сгорели уже при мне (но без моего участия). Вдали виден ресторан "Яръ", о котором мы говорили выше.
К сожалению, от той Москвы, которую я любил с детства, осталось очень мало. Та Москва, которой я упивался в детстве, с широченными дорогами, с кривыми арбатскими переулками, с теми Воробьёвыми горами, где она? Не будем обсуждать и осуждать градостроителей, все всё уже сказали.
Пару лет назад я наткнулся на интересный проект, когда люди отыскивали старые снимки Москвы и делали с такого же ракурса современные фотографии. Мне безумно понравилась эта идея и я некоторое количество времени был увлечён ею. К сожалению, эта затея отнимала колоссальное количество времени (поиск старинных фотографий), поэтому временно я от неё отказался.
Думаю вам будет интересно поиграть в детство и взглянуть в прошлое, ведь все мы мечтали в детстве посмотреть на Москву будущего - и вот мы здесь, а теперь предлагаю обратный вариант. Итак, я включаю рычажки и тумблеры на своей машине времени! Добро пожаловать на борт, друзья!
Фотографии (своременные) мои, а текст составлял с помощью всяких википедий.
Итак, каждый кулик хвалит своё болото, а я напишу про свой район. Так что первая остановка - ресторан "Яръ", он же гостиница "Советская", он же цыганский театр "Ромэн". Это здание можно рассматривать, как один из символов моего района. Но сначала немного истории: район в котором я живу называется "Беговой". Такое странное название идёт от непосредственной близости к Центральному Московскому Ипподрому, который был построен в 1834 году по проекту архитектора Жолтовского. Я видел несколько домов этого архитектора и все они производят очень приятное впечатление. Когда построили ипподром, местность начала обрастать улицами, которые так или иначе связаны с ипподромом. Это Беговая аллея, которая ведет нас от Питерского тракта (Ленинградского проспекта) к самому ипподрому, Скаковая аллея, на которой распологалось Российское Скаковое Общество (кстати, здание этого общества, тоже работа Жолтовского) и, наконец, Скаковая улица, на которой я живу. Улица названа так потому, что на ней стояли конюшни и дома известных конезаводчиков. Это единственная улица в Москве, где номерация домов идёт не от центра, а от области. Дело в том, что улица была построена по двум берегам речки Пресни, которую позже убрали в трубу, а номерацию домов устроили по направлению течения реки.
Местность по другую сторону Питерского тракта называлась Ямским полем. Название происходило от слободы ямщиков, возникшей к этих краях еще при Иване Грозном. В 1820 г. началось строительство Санкт-Петербургского шоссе, (да-да, не только Лужков строил "большую ленинградку"! ) около которого открылся знаменитый ресторан "Яр", известный своими цыганскими хорами, а само Ямское Поле, до того занятое в основном огородами, начало быстро застраиваться дворянскими усадьбами - элитный райончик был! К середине 19-го века были построены 2 фабрики - кондитерская фабрика "А.Сиу" (ныне "Большевк") и табачная фабрика "Габай" (ныне "Ява", а точнее Бритиш-Американ Табакко). Чуть позже появилась фабрика "Дукс", на которой производили самолёты (Ходынское поле-то рядом).
Ну вот, предыстория рассказана и мы добрались до самого "Яра". Вообще, у ресторана "Яръ" была непростая судьба: открывшись в 1826 году, первоначально, ресторан размещался в доме купца Шаванна на углу улиц Кузнецкий мост и Неглинная. Своим названием ресторан обязан хозяину-французу - первоначальное название «Транквиль Ярд» (во французских словах последняя буква «д» и «т» вслух не произносится), частенько там кутил Пушкин со своими друзьями, в 1848 "Яръ" переехал в сад "Эрмитаж" и в 1851 году ресторан в последний раз переехал, теперь уже за пределы города, на Санкт-Петербургское шоссе (город в то время заканчивался за Триумфальной аркой, на площади белорусского вокзала, до этого арка стояла на Маяковке, а после площади Белорусского вокзала переехала на Кутузовский проспект).
А теперь фотографии "Яра" в хронографическом порядке. Это самый первый вариант ресторана
Через 59 лет, в 1910 году ресторан перестроили. Это произошло, когда хозяином ресторана стал Алексей Судаков – интереснейшая личность - бывший крестьянин из Ярославля, которые всего в жизни добился сам. По тем временам он был прекрасным управленцем и мастером PR.
Вот так с этого ракурса "Яр" выглядит сейчас.
Угол Ленинградского проспекта и улицы Марины Расковой.
А вот современный вид:
Вообще, расцвет и вся та, скажем так, знаменитость «Яра» приходится на период владения им Алексеем Судаковым.
А дальше был 1918-й год, арест Судакова, разграбление ресторана и его полная перестройка и перекройка в 1952м году. Здание «Яра» превратили в, так называемый, русский ампир. Вот внизу фотография 50-х годов. Кстати, обратите внимание на двухэтажный максивэн на дороге))) Прямо как в Лондоне, но такие автобусы некоторое время выпускали в Ярославле.
Ну и вот так здание выглядит сейчас.
Но, слава Богу, сохранились исторические фотографии ресторана, где в разное время бывали Пушкин, Гиляровский, Герцен, Огарев, Толстой, Тургенев, Чехов, Шаляпин, Бальмонт, Пржевальский, Распутин, Репин, Врубель, Серов, князь Юсупов, Толстой, Чехов, Куприн, Горький… Всех перечислить невозможно, тут были, наверное, все более или менее известные люди.
В тексте я привёл фотографии трёх этапов жизни «Яра», все они уже на Ленинградском проспекте. Самые старые фотографии, где ресторан ещё в старом, деревянном виде, сделаны в конце 1890-х годов. Далее идут фотографии периода с 1910 по 1915 года, одна фотография 1950-х годов.
Меня давно тянуло туда. Этот город всегда казался космосом - огромные небоскрёбы и хлипкие рыбацкие длинные лодочки-моторки. Когда я был подростком, в фильмах Джеки Чана и других кумиров того времени часто мелькал Гонконг. Он всегда был таким самобытным. Вроде, английская колония, но не Англия, вроде Китай, но с другой стороны, совсем не Китай. Мне хотелось туда...
Мечты сбываются! На свой день рождения я попадаю в Китай, а через несколько дней оказываюсь в Гонконге.
Я приехал в Гонконг поздним вечером, точнее не в Гонконг, а в Кулун, это часть Гонконга, только не островная, а материковая. Я, кстати, рад, что именно так получилось. Несмотря на позднее время город жил и дышал и было ощущение, что он весь такой курортно-веселый - вроде, поздний час, будни, а некоторые улицы города перекрыты для машин и по ним открыто только пешеходное движение. Все веселые, полно фриков, полно молодёжи, полно туристов, музончик везде, зазывалы у открытых дверей клубов, кафешек, магазинов, переливающиеся неоновые вывески повсюду. Все люди ходят с улыбками, что поначалу напрягает - непривыкшие мы.
Тут всё для людей. Каждый подземный переход снабжён эскалатором и лифтом для инвалидов, тут в метро стоят компьютеры с выходом в интернет, тут можно спокойно гулять по неспокойным районам в 3 ночи, в каждом автобусе есть кондиционер. Тут даже трамваи двухэтажные!
На каждом переходе надписи о том, в какую сторону смотреть пешеходам
А цветы, которые не продали за день не кладут в холодильники, как у нас, а выкидывают. Почему? Потому что продавать нужно только свежее!
Тут метро, которое почти полностью избавлено от обслуживающего персонала, даже билеты продают автоматы а не бабушки в окошках.
Тут влюблённые могут всю ночь просидеть на пирсе и просто смотреть на город.
А город тоже не прост, он горит золотом, сияет и переливается! Не верите? Смотрите!
На последней фотографии памятник кинематографу, сразу после него идёт длинная набережная с вмонтированными в тротуар отпечатками рук знаменитостей и памятниками особо отличившимся актёрам.
А дальше идёт удивительно красивая, спокойная и абсолютно безлюдная набережная. Нарушителями спокойствия на ней являются только редкие пакистанцы предлагающие лёгкие наркотики.
А потом наступает утро... Город очень неохотно сбрасывает своё обаяние романтика и хмуро идёт умываться. Этот город живой! Вот сами посмотрите, разве не с таким настроением вы с утра плетётесь в ванную комнату?
Но он прекрасен в любом виде! Хоть хмурый, хоть веселый. Вот, смотрите сами!
Потом город одевает строгий костюм и идёт на работу в эти бесчисленные небоскрёбы!
И ты веришь в то, что он может спросить тебя:
- Ну что, турист, я на работу иду, увидимся вечером? Погудим, порезвимся? Проведу тебя по тааааакиииим местам!
- Прости, но сегодня днём я уеду... Но я обязательно приеду, обязательно! Верь мне!
- Ээээх, а сколько же ты был тут со мной?
- Я всего на ночь приехал...
- Мда... Ну приезжай ещё, одна ночь это вообще ничто, это очень мало! Напоследок ещё раз докажу тебе, что я сказочный город! Вот, смотри! Кошка продаёт газеты, а собака меняет деньги!
- Ну как, поверил мне? Правда, я сказочный город?
- Да, несомненно! До встречи! И...
- Что?
- Я люблю тебя, Гонконг!..
- Знаешь, я, вроде, тоже... Приезжай скорее...