Vlad Самый Главный Жаних
Зарегистрирован: 21.09.2006 Сообщения: 5333
Благодарности: 108/107
Откуда: _________________
галерея
|
Добавлено: Пт Янв 11, 2008 10:51 pm Скачать пост Заголовок сообщения: Зима и автомобиль. |
|
|
Зимний сезон
Как пережить зиму
Многие рецепты не изменились с советских времен, когда на купленном «жигуленке» планировали ездить всю жизнь.
В советское время рубрики «Домашний мастер», «Своими руками» рассказывали, как встретить зиму: сделать из машины бульдозер или из консервной банки обогреватель салона. Сейчас автомобиль требует меньших затрат и забот, но кое-какие операции все-таки стоит произвести.
ДВИГАТЕЛЬ В ТУМАНЕ
В большинстве современных моделей масло нужно менять раз в 10-20 тысяч километров. То есть фактически раз в год. Не помешает приурочить смену к началу зимнего сезона. Свежее масло всегда более точно соответствует заявленным характеристикам, и это снизит риск неожиданных проблем.
Раньше для холодного времени года предусматривались отдельные сорта масла. Сейчас рынок почти полностью захватили всесезонные продукты, которые сохраняют рабочие характериcтики в достаточно широком диапазоне температур. Рекомендуемый тип масла – вплоть до марки и производителя – можно найти в инструкции к машине. Но если подержанный автомобиль достался без инструкции и «масляную» рекомендацию не раздобыть, состав подходящей вязкости можно подобрать в зависимости от возраста машины и предполагаемых температур эксплуатации.
Сведения о вязкости указаны на самой банке. Чаще всего используются обозначения, введенные американским Обществом автомобильных инженеров SAE. Для всесезонных масел указывают два числа: первое, перед «W» (Winter) относится к его характериcтикам при низких температурах воздуха, второе – при высоких. Оба числа носят довольно условный характер, и из них нельзя высчитать температуру, для которой масло подходит. Сориентироваться помогут в магазине или на сервисе – там наверняка есть таблица вроде той, что мы публикуем на соседней странице. При выборе масла лучше немного «перезаложиться». Если масла с обозначением «0W» или «2W» дотягивают до минус 45°С, это значит, что при такой низкой температуре они уже кристаллизуются, а нормальный рабочий режим для них – все-таки минус 35-40°C.
Также при выборе масла нужно обращать внимание на категорию, которая присвоена ему Американским институтом нефти API (American Petroleum Institute). Она соответствует типу двигателя и возрасту автомобиля. Если код категории начинается с «S» (Service), масло предназначено для бензинового двигателя. Если с буквы «С» (Commercial) – для дизеля. Вторая буква в кодировке относится к возрасту и типу мотора. Например, категория SJ ориентирована на довольно современные, выпущенные после 1997 года. Но поскольку чаще всего масло подходит и для бензинового агрегата, и для дизеля, то самая распространенная маркировка имеет примерно следующий вид: SJ/CF.
СТАЛАКТИТОВАЯ ТЕПЛИЦА
Зимой аккумулятор превращается в самое подлое, непредсказуемое устройство. Выйти в морозец с утра и обнаружить, что он сел, – то еще удовольствие. Причем часто бывает, что батарея разряжается из-за человеческой лени. По словам директора центра «Крафт Моторс» Владимира Золотова, очень многие пренебрегают элементарной операцией – чисткой аккумуляторных клемм: «Под каждым третьим капотом на клеммах можно обнаружить настоящие сталактиты. Но в преддверии зимы о клеммах нужно вспомнить, чтобы аккумулятор заряжался. А поскольку свинец, как известно, склонен к окислению, очищенные клеммы нужно обработать графитовой или молибденовой смазкой».
Аккумуляторы бывают двух видов. С более распространенными необслуживаемыми все просто. В техцентре к ним подключают для проверки так называемую нагрузочную вилку. Если под нагрузкой в течение десяти секунд аккумулятор поддерживает напряжение 12 вольт, он готов к зиме, а в противном случае его лучше сменить.
Что касается обслуживаемых аккумуляторов, они стали вымирающим видом. Но эти зловредные устройства, готовые при неудачном наклоне плеснуть раствором кислоты на брюки или ботинки, многим по-прежнему милей за то, что их можно собственноручно восстановить и довести до зимней кондиции. Для этого в преддверии холодов коэффициент плотности электролита поднимают с обычных 1,24-1,25 до 1,27-1,28. Зимнюю плотность можно поддерживать и круглый год, но только в том случае, когда аккумулятор не жалко – раствор намного быстрей разъест пластины. Банки с электролитом нужно привести в одинаковое состояние: жидкости должно быть поровну и плотность ее должна быть одинакова. Следовательно, в одних банках плотность следует уменьшать, доливая дистиллированную воду, в других, напротив, увеличивать, добавляя купленный в магазине корректирующий электролит, и проверять плотность раствора. Если же равноправие банок не будет соблюдено, ущербный сосуд станет восстанавливаться за счет других, тянуть заряд, как полумертвый вампир, прилепившийся к живому полнокровному существу. А дальше все как в кино – «укушенная» банка, в свою очередь, набрасывается на ближайшего соседа.
История
ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ
К зиме надо готовиться. История знает примеры легкомыслия, которого зима не простила. В наших широтах, зоне рискованного земледелия, никогда нельзя думать, что пронесет. Гейнц Гудериан тоже думал, но Москву зимой 1941-го, как известно, не взял. Из-за ранних холодов темп наступления упал, «быстроходного» Гейнца морозы превратили в замерзшую черепаху. «Гололедица сильно препятствовала действиям танков, тем более что шипы еще не были получены. Из-за морозов потели стекла оптических приборов, а специальная мазь, противодействующая этому, до сих пор не была доставлена. Перед пуском танковых моторов их приходилось разогревать. Горючее частично замерзало, масло густело...»
Экстремальная ситуация
Зимний капкан
О том, как быть, если вы застряли зимой за городом, рассказывает генеральный директор бюро экстремальных путешествий Russia Discovery Тимофей Рогожин:
* Если едете за город, советую взять лопату и трос. В девяноста процентах случаев этого хватит, чтобы вернуться самому или помочь другой машине. Элементарное разумение подскажет, что под колеса стоит набросать еловые лапы. Для нечищеной дороги пригодятся цепи. Двух, надетых на ведущие колеса, обычно хватает. Дешевый комплект стоит в пределах $100.
* Если предстоит ночевка в салоне, окошко, а лучше два, следует приоткрыть, пусть даже на улице -30°С. Работает двигатель, вместе с ним печка. Если поврежден выпускной коллектор, приемная труба выхлопной системы либо их соединение, печка затягивает вместе с воздухом угарный газ, и в закрытом салоне можно не проснуться. Смертельные случаи бывают каждую зиму. Отравление начинается незаметно, и для профилактики лучше время от времени выходить машины.
* Пригодится термос на 1-1,5 литра с колбой из металла, при наклоне не подтекающий, способный держать 80-90°С в течение суток. Мы чаще всего пользуемся отечественными «Аметами», но и другие можно купить за 600-1000 рублей.
* Кофе в термос лучше не наливать, а если чай, то не крепкий. Эти напитки повышают давление, согревают, но потом сосуды снова расширяются, и вы начинаете мерзнуть быстрее, чем ожидали. Горячий морс, сок, просто кипяток подойдут лучше. Совсем хорош домашний бульон или бульонные кубики – жиры замечательно помогают справляться с холодом. Что еще? Спички и сухое горючее в бардачке.
* Сотовая связь не везде идеальна. Если в радиусе 200-300 м сигнала нет, попробуйте дозвониться с крыши автомобиля. Другой известный рецепт: отправив SMS, подбросить телефон. Он зацепит зону, пока будет набирать высоту и снижаться. И сообщение проскочит наверняка.
Вне зависимости от типа аккумулятора в морозы заряд падает. Сейчас выпускаются обогреватели для аккумуляторов, но это, скорее, экзотика. Перед запуском двигателя аккумулятор можно слегка разогреть и без всякой внешней помощи: включение дальнего света или обогревателя заднего стекла на одну-две минуты поднимает температуру электролита.
КОНСЕРВАТОРЫ
Культура зимнего хранения автомобиля ушла вместе с временами, когда в магазинах не было ни шипованной резины, ни зимнего масла. И из тех, кто на зиму ставит машину в гараж, очень немногие соблюдают эту полезную процедуру.
Машину следует консервировать с полным баком. Тогда топливо вытеснит воздух, и на внутренних стенках бака не появятся конденсат и ржавчина. Также следует залить свежее масло. Его ресурс зависит не только от пробега, но и от времени эксплуатации, и к лету присадки могут выпасть в осадок. Потом автомобиль частично вывешивают, чтобы снять нагрузку с колес. Иначе к весне шины постепенно утратят правильную форму, вследствие чего нарушится балансировка. От длительной нагрузки в одном положении деформируются резина и корд. Вы не увидите откровенного овала, но почувствуете его на скорости 40-60 км/ч. Однако колеса приподнятой машины не должны отрываться от пола. Иначе «раскроются» амортизаторы, возникнет давление на сайлентблоки, потому что в нормальном состоянии они пребывают, когда машина стоит на земле. Давление в шинах лучше сбросить до одной атмосферы.
БЕГЛЫЙ ФРЕОН
На современных моделях кондиционер зимой включается сам в режиме обдува ветрового стекла: воздух при кондиционировании осушается и это полезно – стекла меньше потеют. У старых моделей функция автоматического включения при обдуве как правило, отсутствует. Причем резиновые кольца, которыми соединены трубки охладительной системы, от мороза и бездействия дубеют, теряют эластичность, трескаются, и начинается утечка фреона. Поэтому кондиционер надо хотя бы раз в месяц включать для профилактики. Еще лучше проверить в условиях специализированного сервиса.
Аппарат подключают к двум разъемам кондиционера – веткам низкого и высокого давления. Определив разницу между низким и высоким давлением, ее сравнивают с параметрами, которые предписаны данной модели. Потом, выкачав из системы весь газ и все масло, аппарат взвешивает и то, и другое. Для каждой модели опять-таки есть твердые параметры – сколько этого газа и масла должно внутри быть. Затем в системе создают вакуум и смотрят, сохранится ли он. Если через 10-20 минут среда по-прежнему безвоздушна, значит, система герметична. Ее можно заправить прежним газом и, как правило, свежим маслом. Если же вакуум нарушен, нужно искать место утечки. В кондиционер запускают небольшую контрольную дозу газа и масла. Сбежавшее масло на глаз можно и не заметить, но добавка-индикатор светится под ультрафиолетовой лампой, которой мастер проверяет систему. Деталь с трещиной, как правило, не ремонтируют, а меняют целиком.
СТАРЫЙ РЕЦЕПТ
Консервацию многие считают бессмысленным пережитком. Тем временем для автомобиля, который зимой ездить не будет, это очень полезная процедура. Иначе появляются неприятности. Колеса, застыв в одном положении, деформируются, масло дает осадок, в стальном топливном баке может появиться коррозия.
Заблуждение
ПСЕВДОРЕЙТИНГИ
Морозы дают повод для хвастовства. Часто можно услышать: «У соседа внедорожник не завелся, а мой Polo с полпинка заурчал». И собеседник кивает: «Немцы хорошо делают». Иные даже составляют рейтинги зимней надежности, по сути, подпорки для собственного пьедестала. В то же время завелась машина или нет, не зависит от марки или модели. Исправная машина должна завестись. Типичные причины неудачных попыток: погибшие высоковольтные провода, загустевшее масло, разрядившийся аккумулятор.
Вопрос века
Нужно ли прогреваться?
Ради того чтобы можно было стартовать сразу, производители автомобилей, масел и топлива потратили немало человеко-часов и денег на создание «морозоустойчивых» конструкций. В итоге в некоторых странах за прогрев двигателя на месте могут оштрафовать. Все ради экологии: «впустую» сгорающее топливо загрязняет воздух. Однако в наших условиях прогрев имеет смысл. В том числе и из соображений экологии и безопасности. Объясняет Дмитрий Кельманович, технический директор сети технических станций «ЯузаМоторс»:
* Прежде чем тронуться, советую прогреть двигатель до температуры 35-50°С. Тем самым вы приведете моторное масло в рабочее состояние. На некоторых деталях оно должно образовать пленку, так, например, защищается от трения поршневая система. А другие части смазываются распылением, оседающим масляным туманом. Но когда двигатель промерз, туман создать тяжело. Масло уже загустело, ложится мазками, каплями и, не выполнив своей функции, стекает в поддон. Зимой, чтобы добиться тумана, с двигателем на холостых оборотах стоит посидеть 2-3 минуты.
* Кроме того, когда двигатель не разогрет, а машина едет, соседство поршневой системы оказывается для картера весьма неприятным. У поршневых колец есть небольшой разрыв, тепловой зазор, который по мере прогрева двигателя уменьшается. Но пока он велик, рабочие газы прорываются в картер и окисляют масло. Лучше, когда это происходит на холостом ходу. В движении вы нажимаете акселератор, обогащаете смесь топливом, и масло в картере страдает больше. Одновременно «бегство» рабочих газов из камеры сгорания приводит к падению мощности.
* С обогащенной смесью связан еще нюанс. Вы тронулись, не прогревшись, и, реагируя на низкую температуру, блок управления двигателем подает больше топлива, справедливо полагая, что в холод богатую смесь проще воспламенить. Нажав на педаль газа, вы еще больше обогатите смесь и, возможно, зальете свечи. В худшем случае машина остановится. В лучшем возникнет повышенная нагрузка на катализатор и топливную систему. Из трубы может повалить черный дым – непрогоревшее топливо.
* Владельцы машин с «автоматом», грея автомобиль, еще и готовят к нормальной работе коробку. Переключение передач в АКП происходит за счет давления масла, и оно тоже начинает циркулировать и согреваться. Если же масло еще густое, при переключении передач масляный насос и масляный фильтр испытывают перегрузки.
* Но, прогревшись, первые три километра все равно стоит проехать в щадящем режиме. Это ради подвески и трансмиссии. Чтобы рычаги подвигались, «разминая» упругие детали, и разработались амортизаторы.
ЗАКАЛЯЙСЯ!
Отапливаемый гараж удобен для хозяина и полезен с точки зрения пуска двигателя. Но привезенные на машине снег и лед в тепле тают и создают условия для коррозии.
Шпаргалка
Специфика зимнего вождения
Дмитрий Савостин, неоднократный призер этапов кубка России по автоспорту, тренер школы «Академия скорости Сергея Успенского», советует:
* Лед на дороге, снег или сухой асфальт – зимой коэффициент сцепления намного ниже, чем летом, и тормозной путь минимум в два раза длиннее. Потому главный совет очевиден: снизить скорость и увеличить дистанцию до автомобиля, идущего впереди.
* Утром, когда вы выехали, стоит попробовать тормоза – понять, в каком состоянии покрытие, сколько времени нужно, чтобы остановиться. Это особенно полезно владельцам полноприводных машин. В то время как автомобиль с задним приводом на льду немного таскает, а машина с передним приводом хуже разгоняется, полный привод трогается очень легко, и разницу между обледенелым и сухим асфальтом почувствовать сложно. Кроме того, в начале поездки тормоза стоит прогреть. Вероятно, эффективность торможения упала, потому что с вечера в тормозной системе осела и замерзла вода. Для этого в начале поездки несколько раз притормаживают – совсем немного, чтобы колодки терлись о диск 5-6 секунд.
* Зимой нельзя позволять себе резких движений. Нужно плавно ускоряться и тормозить. Переднеприводный автомобиль от резкого ускорения в повороте рискует сорваться в снос передней оси. Для заднего привода это чревато неконтролируемым заносом. Если же резко сбросить газ, любую машину может начать крутить. Автомобиль теряет стабильность и при резком отпускании педали сцепления на обледенелой поверхности - ведущие колеса также могут сорваться в скольжение.
* Траектория тоже должна быть как можно более плавной. Заранее снижайте скорость перед маневром и заранее поворачивайте руль – на льду колесам нужно больше времени, чтобы повернуть. К этому плавному, предупредительному ритму особенно непросто привыкнуть на знакомой дороге, где за лето отработан каждый поворот. Но теперь из-за скольжения привычная траектория будет размазана.
* Что еще? В начале зимы стоит покататься по ночным улицам, чтобы разбудить зимние рефлексы. Но и потом нельзя расслабляться. Зимой бывает две волны аварий: первая накатывает, когда выпал снег, а вторая начинается в середине зимы, когда люди уже уверены, что привыкли к скользким дорогам.
ЗИМНЯЯ ОБУВЬ
Принципиальный вопрос «с шипами или без» обсуждал едва ли не каждый из российских автовладельцев. В большинстве стран Европы он решен однозначно на законодательном уровне: не положено. Потому что портят асфальт. У нас условия, напоминающие европейские, существуют на юге да в крупных городах – и то не каждый день. И если вам регулярно попадаются скользкие участки, вы, скорее всего, предпочтете шипы. И только те счастливчики, кто живет в районах с хорошими дворниками, могут с чистой совестью беречь асфальт, не теряя в безопасности.
КАК ЛЕТОМ
Независимый предпусковой подогреватель не только облегчает запуск двигателя, но и решает проблему микроклимата. Он нагревает жидкость в системе охлаждения, которая служит и для обогрева салона. Поэтому в автомобиле не придется мерзнуть даже сразу после старта. Но лето в машине стоит дорого – цены у Webasto и Eberspaecher начинаются примерно с $1000.
Гораздо проще решить вопрос с дисками под зимнюю резину. Шиномонтаж не полезен для шин, да и переставлять колеса в сборе проще и быстрее. Поэтому, если позволяют финансы, надо брать второй комплект дисков.
При выборе стоит на зиму взять шины меньшей ширины, чем стандартные: так легче продавливать снег и грязь. Конечно, вне зависимости от сезона у шин должен быть одинаковый внешний диаметр.
Михаил Ойстачер. Взято с Кватро.ру
|
|